animateMainmenucolor

Законодательные акты, регулирующие владение и пользование маломерными судами в РФ

Федеральные законы

В Российской Федерации нет единого федерального закона, своего рода кодекса о маломерных судах, поэтому нормы, регулирующие владение, пользование и распоряжение маломерными судами, находятся в различных законодательных актах — Кодексах Российской Федерации. Базовые нормы, регулирующие владение судами содержатся:

Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года. Часть 1 статьи 130 Гражданского кодекса относит к недвижимым вещам подлежащие государственной регистрации морские суда и суда внутреннего плавания.

Кодекс Торгового мореплавания № 81-ФЗ от 30 апреля 1999 года в статье 2 относит использование судов для спортивных и культурных целей к деятельности, понимаемой под торговым мореплаванием. Часть 4 статьи 6 КТМ — государственный надзор за спортивными и прогулочными судами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Об этих постановлениях речь пойдет ниже. Кодекс Торгового Мореплавания регулирует отношения, возникающие в связи совершении сделок разного рода с судами (купли-продажи, страхования, фрахта, залога и т. д.), техническим надзором за судами, регистрации судов и прав на них, спасании и др.

Для маломерных судов, которые эксплуатируются на внутренних водных путях и вне путей Российской Федерации:

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ является законом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность судоводителей.

Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Этот федеральный закон должен быть хорошо знаком каждому судоводителю маломерного судна. В этом нормативном акте дано определение маломерного судна, чего, к сожалению не содержится в других кодексах. В Кодексе торгового мореплавания и Кодексе внутреннего всдного транспорта говорится о спортивных и прогулочных судах. Положения главы 11 статей 11.7. (часть 2), 11.8., 11.9., 11.10., 11.11 должны знать все, кто сдает экзамен на право управления маломерным судном в Государственной инспекции по маломерным судам и эксплуатирует эти суда. В статье 23.40. говорится, какие административные правонарушения рассматривают органы Государственной инспекции по маломерным судам и какие должностные лица ГИМС имеют право рассматривать административные правонарушения, относящиеся к их компетенции. В КоАП находятся также положения о порядке лишения специального права (например, на управление маломерным судном). Поскольку маломерные суда часто используются для рыбалки, целесообразно упомянуть о нормах КоАП, которые говорят о нарушениях правил рыболовства (8.37. часть 2) и органах рыбоохраны — 23.27. Тем судоводителям маломерных судов, которые ходят в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, полезно будет ознакомиться со статьей 18.3. КоАП.

В практике судоводителей и владельцев маломерных судов возникают вопросы, где и когда разрешено либо запрещено пользование маломерными судами. Ответ на этот вопрос дает Водный Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года №74-ФЗ и Федеральный Закон О Внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации № 155-ФЗ от 31 июля 1998 года.

Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ

Указ Президента Российской Федерации № 868 от 11 июля 2004 года «Вопросы министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», в котором говорится о задачах ГИМС РФ.

Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1372 «Об утверждении положения о военных комиссариатах», в котором на военные комиссариаты возложена обязанность учитывать маломерные суда, которые могут быть использованы в военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, специальных формированиях.

Постановление Правительства Российской Федерации № 835 от 23 декабря 2004 г. «Об утверждении положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», в котором говорится в частности об основных задачах Государственной инспекции по маломерным судам, о функциях, осуществляемых ГИМС и правах должностных лиц ГИМС.

Постановление Правительства РФ № 47 от 6 февраля 2004 года «О государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации».

Судоводителям и судовладельцам катеров с мощностью более 75 лошадиных сил не лишним будет ознакомиться с Постановлением Правительства «О государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в РФ» № 74 от 31 января 2001 года изм. от 23 декабря 2004 г.

Судоводители, допустившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.9. КоАП Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, будут освидетельствованы в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 930 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов», а их судно будет задержано и помещено к штрафному причалу в соответствие с Постановлением Правительства № 759 от 18 декабря 2003 г. «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на штраф-стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации».

Приказы МЧС и Министерства транспорта

Приказы МЧС непосредственно регулируют правоотношения с участием судоводителей и владельцев маломерных судов. У законопослушных судоводителей и судовладельцев отношения с ГИМС начинаются с обучения и сдачи экзамена на право управления маломерным судном. Кто может быть допущен к экзамену, порядок сдачи экзамена, какие документы необходимы для сдачи экзамена на право управления маломерным судном — ответы на эти вопросы вы найдете в Приказе МЧС РФ № 498 от 29 июня 2005 года «Об утверждении Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России».

Многие из тех, кто получил право на управление маломерным судном, в последствии покупает лодку, катер, гидроцикл или иное маломерное судно. Право собственности на суда, согласно положению Гражданского кодекса РФ, возникает не после приобретения судна, а после его регистрации. Порядок же регистрации маломерных судов установлен Приказом № 500 от 29 июня 2005 г.

«Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». В этом приказе говорится не только о порядке регистрации, но и о судовом билете на маломерное судно. Все судовладельцы, зарегистрировавшие свое судно, должны, в установленный срок, пройти технический осмотр (освидетельствование).

Сроки и порядок технического осмотра установлены Приказом № 501 МЧС РФ от 29 июня 2005 г. «Об утверждении правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами». Вторая часть приказа непосредственно регулирует сроки и порядок прохождения технического осмотра освидетельствования. Этот Приказ МЧС важен еще и тем, что в нем содержатся нормы, запрещающие эксплуатацию маломерных судов не только при проведении технического осмотра, но и в любой момент после возникновения таких неисправностей. Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. № 502 «Об утверждении правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации». Приказ определяет ситуации, в которых запрещается пользоваться маломерными судами, определяет обязанности судоводителей маломерных судов, но почему-то ни слова не говорит об их правах.

Говоря о важнейших, для судоводителей маломерных судов, приказах, необходимо остановиться на Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. № 129 «Об утверждении правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации». Название этого приказа говорит само за себя. Знание этого документа обязательно для всех судоводителей. Пункт 8 Правил плавания предписывает: «Один экземпляр настоящих Правил и документ, определяющий особенности движения и стоянки судов в бассейне по пути следования, должны находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без судовых экипажей». В соответствии с пунктом 4 Правил плавания, в каждом бассейне издаются Приказы «Об утверждении особенностей движения и стоянки судов по внутренним водным путям соответствующего бассейна». Эти правила обязательны к применению, так же как и Правила плавания, введенные приказом Министерства транспорта.