animateMainmenucolor

Буксировка судов

Собственно буксирного устройства у маломерных судов не бывает. При необходимости буксировать или буксироваться используются детали швартовного устройства. Буксирный канат должен быть закреплен в диаметральной плоскости (далее - ДП) (рис. 4.16.).

Рис. 4.16. Схема буксировки

Если в корме буксировщика утки расположены по бортам, делается специальная петля, к середине которой крепится буксирный канат. У буксируемого судна так же делается петля, если нет возможности буксир закрепить в ДП. Крепить буксир на бортовых деталях нельзя, так как судно будет идти не ровно в кильватер буксировщику.

При буксировке судна на тросе необходимо, чтобы у буксируемого судна был достаточный дифферент на корму, в противном случае оно постоянно будет зарыскивать, создавая дополнительное сопротивление буксировке и опасность опрокидывания.

Если швартовное устройство неисправно или отсутствует, для буксировки применяется брага. Буксирный канат обнесен вдоль обоих бортов буксируемого судна и закреплен от сползания стропами вокруг палубы и днища поперек судна. К концам браги в носовой части крепится буксирный канат. Чем длиннее буксирный канат, тем мягче рывки, особенно на волнении.

Необходимо правильно выбирать длину буксирного троса в зависимости от длины волны (рис. 4.17.).

Рис. 4.17. Натяжение буксирного троса в зависимости от положения судов на волне:
а — благоприятная длина буксира, кратная длине волны;
б, в — неблагоприятная длина буксира, равная целому числу волн плюс половина длины волны

Буксировка под бортом Правилами плавания на внутренних водных путях запрещена и возможна при аварийных ситуациях (рис. 4.18.).

Рис. 4.18. Схема буксировки под бортом

При буксировке под бортом буксируемое судно находится с правого борта буксирующего судна. При этом управлять движением и маневрированием и обеспечивать подачу сигналов должно судно, у которого свободен левый борт. Между судами вывешиваются кранцы, а суда швартуются так, чтобы корма буксировщика была расположена на 1/3 корпуса дальше от кормы буксируемого судна.

Чем ближе к корме буксируемого судна нос буксировщика, тем лучше управляется состав. Это относится к судам большим по водоизмещению буксировщика. Швартовы заводятся таким образом, чтобы при любых маневрах они не ослабевали.

Следует помнить, что даже при небольшом волнении буксировка под бортом весьма затруднительна. Суда будут биться и налезать бортами друг на друга. Надо быть особенно внимательным, чтобы не попасть рукой или ногой между бортами.