animateMainmenucolor

Двухтактный лодочный мотор

Процесс, происходящий в цилиндре двухтактного двигателя за один ход поршня, называется тактом. Обычный двигатель внутреннего сгорания имеет четыре цикла — рабочий ход, выпуск, всасывание и сжатие, а поршень в цилиндре два крайних положения, в зависимости от поворота коленчатого вала, верхняя мертвая точка (далее - ВМТ) и нижняя (далее - НМТ). ВМТ — это положение, когда кривошип коленчатого вала и шатун находятся строго на одной линии, а поршень расположен вверху цилиндра. НМТ — когда поршень внизу. В положении ВМТ — когда кривошип и шатун находятся на одной линии, если оказать давление на поршень, он сдвинуться не сможет. Ему помогает сдвинуться с ВМТ масса маховика и коленчатого вала за счет энергии, накопленной во время рабочего хода. Это первая роль маховика.

Рис. 3.3. Процесс работы двухтактного двигателя:
1 — рабочий ход; 2 — выпуск, 3 — продувка; 4 — сжатие

Рис. 3.5. Схема устройства двухтактного двигателя внутреннего сгорания:
1 — капот; 2 — магдино; 3 — термостат; 4 — цилиндр; 5 — головка цилиндра; 6 — поршень; 7 — дейдвуд; 8 — выхлопная труба; 9 — водоподающая трубка; 10 — водяной насос; 11 — ручка стартера; 12 — механизм газораспределения; 13 — коленчатый вал; 14 — карбюратор; 15 — румпелъ; 16 — рычаг переключения реверса; 17 — струбцина; 18 — трансмиссионный вал; 19 — корпус редуктора

Двухтактный лодочный мотор  примерно в середине цилиндра имеет продувочные и выпускные окна, при этом выпускное окно располагается несколько выше продувочного. Продувка цилиндра осуществляется за счет давления рабочей смеси (топливо плюс воздух), созданного в картере двигателя поршнем при движении от ВМТ к НМТ. Поршень от ВМТ за счет давления газов в результате их горения пошел вниз и дошел кромкой донышка до верхней кромки выпускного окна (рабочий ход).

В это время отработанные газы в цилиндре под давлением устремились наружу в выхлопной коллектор (выхлоп), а в картере рабочая смесь сжимается. Поршень продолжает движение к НМТ и открывает продувочное окно. Сжатая в картере рабочая смесь устремляется в цилиндр, вытесняет остатки отработанных газов (всасывание). Поршень дошел до НМТ, произошло два цикла — рабочий ход и выхлоп, а также половина оборота коленвала — один такт. Поршень пошел к ВМТ.

В картере происходит разряжение и он заполняется рабочей смесью через карбюратор. Поршень перекрывает продувочное окно (всасывание) и выпускное окно, в цилиндре происходит сжатие рабочей смеси. Поршень дошел до ВМТ, произошло два цикла и половина оборота коленвала, второй такт. Искра за счет работы системы зажигания воспламенила сжатую рабочую смесь, она загорелась, расширилась и стала давить на поршень. Начался рабочий ход и т. д. Таким образом, произошло четыре цикла за два такта, один оборот коленчатого вала — двигатель двухтактный.

Достоинства.

  • Простота конструкции.
  • Небольшой удельный вес (вес одной лошадиной силы).
  • Высокая удельная мощность (количество лошадиных сил, снятых с единицы объема двигателя).
  • Быстрота набора оборотов за счет малой массы кривошипно-шатунного механизма и отсутствия газораспределительного механизма, а, следовательно, быстрота достижения максимальной скорости.

Недостатки.

  • Повышенный удельный расход топлива (грамм на лошадиную силу в час). Повышенный расход топлива объясняется тем, что какое-то время продувочное и выхлопное окна открыты одновременно и часть рабочей смеси выбрасывается наружу вместе с выхлопными газами.
  • Недостаточно высокий КПД. Часть отработанных газов остается в цилиндре.
  • С точки зрения экологии — недостаточно чистые.