animateMainmenucolor

Глубины Чёрного моря

Среди внутренних морей страны Черное выделяется большой глубиной. Между плоским дном черноморской впадины и поверхностью моря — двухкилометровая толща воды!

Для сравнения: глубина Белого и Балтийского морей не превышает 500 м, а в Азовском море хороший ныряльщик достанет дно в любой точке: максимальная глубина здесь 14 м.

Наибольшая глубина Черного моря 2258 м обнаружена близ Синопа; воды во всей черноморской котловине ни много ни мало— 537 тыс. куб. км.

Впадины всех океанов и глубоких морей, в том числе Чёрного, подразделяют на три участка: континентальный шельф (или материковая отмель), континентальный склон и ложе.

Континентальный шельф — это прибрежная полоса с пологим дном. Наклон дна в зоне шельфа обычно менее 1°. Это означает, что с удалением от берега на 1 км глубина возрастает всего на 2 м.

Граница шельфа проходит на глубинах 120—200 м, так что ширина его составляет около 65 км. Но это в среднем для всего Мирового океана.

В Черном море прибрежные горы круто уходят в воду, а зона шельфа почти повсеместно узкая. Нижняя граница шельфа в Черном море проходит на глубине 100—110 м, чаще всего в километре от берега.

Понятно, что наклон дна в таких местах, как, например, Южный берег Крыма, Кавказ, гораздо больше среднего. Зато вся северо-западная часть Черного моря мелководна и целиком относится к области шельфа.

Глубже 100 м шельф сменяется континелтальным склоном, и крутизна дна резко возрастает. В Черном море средний угол уклона равен 2,5°, но в районе Алушты гораздо больше. 

Континентальный склон простирается до глубины 2 км и в Черном море занимает около 11% всей площади дна.

Континентальный склон постепенно переходит в ложе, покрытое слоем осадков. Ложе моря — не идеальная равнина, здесь встречаются возвышенности, долины, а иногда и горы.

Строение морского дна изображают на специальных партах, создать которые далеко не просто: рельеф морского дна приходится изучать вслепую.

Даже сейчас, когда на исследовательском судне эхолот на ходу отмечает на бумажной ленте понижение и повышение рельефа дна по всему маршруту, остается неясным, какова глубина дна справа и слева от судна.

Изучая большие акватории, легко пропустить, скажем, подводные хребты или ущелья. Чтобы получить детальные сведения, исследовательские суда должны избороздить вдоль и поперек все пространство моря.

При этом всякий раз нужно очень точно определять координаты судна, иначе показания эхолота не нанесешь правильно на карту.