animateMainmenucolor

Хранение лодок

Прежде всего, где хранить лодку зимой? Лучше в теплом эллинге, но это не везде и не всегда возможно, поэтому рассмотрим самый неблагоприятный способ хранения — под открытым небом. Все остальное: навес, сарай, гараж, эллинг — лучше и надежнее, а потому проще.

Сначала лодку нужно снаружи и изнутри тщательно вымыть:

  • Во время мытья обнаружатся возникшие дефекты: трещины, отслоение приклеенных деталей, возникновение коррозии, потертости.
  • Различный мусор и песок в углах и других труднодоступных местах — шпигатах, зигах под шпангоутами и т. д. — задерживает влагу. Если вы поставите лодку наклонно к сливному отверстию и промоете тугой струей воды, увидите, сколько потечет грязи из, казалось бы, уже чистого корпуса.
  • Если лодка стоит в воде, то через две-три недели, в зависимости от температуры воды, она начинает обрастать зелеными водорослями. Корни водорослей проникают в микропоры краски, особенно стеклопластика. Зимой влага замерзает, расширяется, и процесс разрушения пошел. Это одна из возможных причин возникновения микротрещин на стеклопластике. Снаружи корпус также нужно тщательно вымыть жесткими волосяными или синтетическими щетками с короткой щетиной.

После мытья судно нужно проверить, не осталось ли где воды и хорошо просушить. Эту операцию можно считать подготовкой к весенним ремонтным работам. После этого очень полезно составить ремонтную ведомость, где указать, какие работы нужно будет делать и какие материалы для этого потребуются.

Металлические детали нужно покрыть густой смазкой (технический вазелин) и, в некоторых случаях, обвязать промасленной тряпкой. Резьбу на талрепах также нужно смазать густой смазкой или мовилем (антикоррозионное средство). Кстати, любую резьбу полезно помазать мовилем перед заворачиванием. Потом легче отворачивается.

Электрические и электронные приборы лучше всего демонтировать и хранить в теплом сухом месте.

Плафоны ходовых огней нужно открыть, проверить наличие воды. Следует помнить, что большинство ходовых огней выполнены не герметичными, а брызгозащищенными, поэтому возможен конденсат, который будет стимулировать коррозию патрона и цоколя лампы. Их нужно зачистить и смазать густой смазкой. Лучше всего для этих целей подходит графитная смазка.

Под «Литолом-24» может образовываться ржавчина. Ходовые огни нужно защищать от случайных ударов (чаще всего они изготовлены из полимерных материалов) и весеннего солнца. На нем особенно быстро цветная пластмасса выцветает.

Все лючки, крышки и т. п., где есть резиновое уплотнение, нужно забелить густой кашицей из мела и воды. Это предохранит резину от растрескивания.

Дистанционным управлением рулем, газом и реверсом с боуденами также лучше зимовать в тепле, а трос штуртросового рулевого управления очень полезно смазать смазкой, особенно в кормовой части, где он выходит из под палубы наружу. Ветровое стекло, если не сложно, лучше демонтировать.

Следует помнить, что оргстекло на открытом воздухе не мутнеет и не трескается много лет. Но если к оргстеклу что-то изнутри прислонить (бумагу, пакет, коробку и т. д.), то в этом месте, под действием солнечных лучей оргстекло покроется внутренними микротрещинами. Они на солнце заблестят как каленый янтарь. Прозрачность будет утрачена.

Если ветровое стекло демонтировать сложно, его нужно закрыть брезентом. Можно сделать на лодку крышку с выступом для ветрового стекла. Здесь, наверное, нужно оговориться. До сих пор мы вели разговор об относительно недорогих лодках длиной до 5 метров, которые устраивают на зимовку сами хозяева. Заботы о зимнем хранении дорогих, престижных лодок, а тем более, катеров лучше поручать профессионалам.

Теперь на что лодки ставить. На открытом воздухе лодки лучше хранить вверх килем. Для этого нужны две поперечины, закрепленные на столбах или других опорах. На них лодка должна опираться носовой и кормовой частью. На достаточно высоких опорах лодка может зимовать вместе с ветровым стеклом.

Если, в силу конструкции, лодку нельзя хранить вверх килем, то нужно ее сверху обязательно закрыть брезентом. От ветрового стекла к корме положить доски и покрыть их брезентом. В этом случае полезно изготовить кильблоки или поставить лодку на старые баллоны от легкового автомобиля.

В любом случае позаботьтесь о том, чтобы из под брезента в лодку не надуло снега. Весной снег будет днем таять, ночью — замерзать. Если вода попадет в какую-нибудь замкнутую полость, ее можно порвать. Опираться лодка на кильблоки или подставки должна достаточно большой площадью палубы или днища.

Для увеличения площади опоры полезно подложить доски или толстую фанеру. При креплении брезента нужно позаботиться о том, чтобы брезент на ветру не полоскал. От этого может потереться и брезент, и корпус, особенно стеклопластиковый или деревянный. Тент нужно просушить и отметить мелом или хозяйственным мылом, где есть потертости, распоролись швы или ослабли люверсы.

Тент лучше хранить в теплом помещении, особенно если в него вшиты прозрачные элементы. Если мягкие элементы сидений или диванов (поролон) влажные, а покрыты они винилискожей, то лучше их вынуть из чехлов и просушить отдельно. Помните, они шьются не всегда капроновыми нитками, а хлопчатобумажные нитки преют быстрее всего.

Позаботьтесь о том, чтобы в мягких деталях не поселились мыши. Хорошо помогает полынь или корень королевского рябчика. Это растение семейства лилиевых. Все тросы (швартовы и т. д.) нужно просушить и развязать, если есть узлы. На узле тросы порвутся раньше, чем на целом, да и в люверсы и блоки проходить не будут. Синтетические тросы нужно хранить в подвешенном состоянии, не подвергая воздействию солнечных лучей.

Подвесные лодочные моторы следует готовить на зимнее xpaнение в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации на данный мотор. Однако помните, что мороз — враг всем резиновым деталям, электрике и электронике. Особенно опасно, если в редукторе или блоке цилиндров осталась вода. Плохо влияет на зеркало цилиндров конденсат, возникающий от перепада температур. Особенно это касается нежных импортных моторов.

Лучше всего моторы хранить в теплом помещении. Чтобы быть спокойным зимой и не иметь проблем весной, позаботьтесь об этом осенью.