animateMainmenucolor

Стартер СТ-369 для лодочных моторов Вихрь

Инструкция по эксплуатации стартера СТ-369

Стартер СТ-369 (рис. 14) представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения питанием от аккумуляторной батареи емкостью 50 А-ч.
Электрическая схема питания стартера однопроводная, вторым проводом служит масса лодочного мотора. Стартер состоит из корпуса (рис.3 поз.1), на котором крепятся полюса с катушками возбуждения (рис.3 поз.2), крышки со стороны привода (рис.3 поз.3), крышки со стороны коллектора в сборе со щеткодержателем (рис.3 поз.4), якоря (рис.3 поз.5), с коллектором торцевого типа (рис.3 поз.6), привода 7 и электромагнитного тягового реле (рис.3 поз.8). Крышка со стороны коллектора имеет два гнезда, в которых находятся неизолированные щетки, соединенные с массой крышки. В 2-х гнездах пластмассового щеткодержателя находятся изолированные щетки, соединенные с обмоткой возбуждения.

Рис. 14 Стартер СТ 369:
1 — корпус; 2 — полюса с катушками возбуждения; 3 — крышка со стороны привода, 4 — крышка со стороны коллектора; 5 — якорь; 6 — коллектор кольцевого типа; 7 — привод; 8 — тяговое реле; 9. — якорь реле; 10 — рычаг; 11 — шток; 12 — контакт подлинный; 13 — 14 — контакты; 15, 16 -— возвратные пружины.

Порядок установки и работы стартера

  1. Удалить перед установкой на мотор с фланцев стартера и мотора пыль, грязь, масло, краску, заусенцы.
  2. Прикрепить стартер к фланцу мотора двумя болтами и подвести питание от аккумуляторной батареи.
  3. Нажать кнопку «пуск» для запуска мотора. При этом подается питание на обмотку реле стартера, которое срабатывает, вводит шестерню стартера в зацепление с венцом маховика и подключает стартер к аккумуляторной батарее. Во избежание перегрева не держать стартер включенным более 5 сек. Делать перерыв между попытками не менее 1 мин.
  4. Проверить систему питания и зажигания мотора и установить неисправность, после 3—4 неудавшихся попыток запустить мотор стартером.
  5. Немедленно   отпускать   кнопку   «пуск»   после   запуска   мотора,  как  муфта  свободного  хода   привода   не  рассчитана  на  длительную работу.
  6. Не допускать попадания на стартер воды, масла, бензина и т. п., как стартер не защищен от их проникновения.

Техническое обслуживание стартера

  1. Проверять через каждые 10—15 часов работы мотора состояние зажимов проводов к стартеру и аккумуляторной батарее. Не д0. пускать загрязнения и ослабления крепления. Проверить крепление стартера к мотору.
  2. Снять стартер с мотора  после 250—300 часов работы  мотора
  3. Разобрать стартер.

Порядок разборки стартера

Отвернуть гайку крепления провода на контактном болте реле и снять провод. Отвернуть два винта крепления реле к крышке стартера и снять реле. Извлечь якорь, реле с пружиной. Отвернуть стяжные болты стартера.

Возможные неисправности стартера СТ-369 и способы их устранения

№ п/п Внешнее проявление Вероятная причина Способ устранения
1

2 При включении стартера тяговое реле срабатывает, но стартер не проворачивает маховик или проворачивает очень медленна

3

4

Отсутствуют надежные контакты в местах присоединения проводов к стартеру и аккумуляторной батарее Зависли или износились щетки Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея

Проверить надежность контактов Устранить зависание или заменить изношенные щетки Зарядить или заменить батарею

   
2

Якорь стартера вращается, но не проворачивает маховик

Пробуксовывает муфта свободного хода привода стартера

Заменить привод

3

При включении стартера слышен скрежет (шестерня не входит в зацепление с венцом ма­ховика)

Забиты зубья венца маховика

Зачистить забоины на зубьях или заменить венец

Забиты зубья шестерни стартера

Зачистить забоины или заменить привод

 

 

Привод туго перемещается по валу якоря

Протереть шлицы вала и втулки привода тряпкой, слегка смоченной в бензине, и смазать автолом

 

 

4

После пуска мотора стартер не выключается

Заедание привода на валу якоря стартера Заедание якоря тягового реле Разобрать стартер и устранить причину заедания Устранить причину заедания