animateMainmenucolor

Комментарий к п. 145 Правил плавания

Движение маломерных и парусных судов

Это правило устанавливает, чтобы маломерные суда (см. пункт 2 Правил) двигались за пределами судового хода. Разрешается движение таких судов по судовому ходу только в порядке исключения и лишь в пределах 10-метровой полосы вдоль правой по ходу кромки. Это исключение вступает в силу тогда, когда по условиям пути движение за кромкой судового хода невозможно. Например, если кромка судового хода непосредственно примыкает к берегу или навигационным препятствиям, при движении по каналам. В этом случае, при движении по судовому ходу (в пределах 10-метровой полосы) маломерные суда не должны мешать другим судам. Они обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена сигналами. Иначе говоря, если движение таких судов по судовому ходу будет представлять помеху для немаломерных судов, стеснять их движение, создавать неясность в ситуации, то маломерные суда должны уйти за кромку судового хода (если это невозможно — прижаться к кромке) и, при необходимости, сбавить скорость до минимальной или остановиться.

Движение по судовому ходу вблизи кромки бывает необходимо для маломерных судов типа катер, имеющих значительную осадку, при которой за пределами судового хода на отдельных участках безопасность может не обеспечиваться.

При обгоне каким-либо судном судна маломерного с малым расстоянием между бортами может представлять опасность воздействия на маломерное судно носовой и кормовой волн от обгоняющего судна. Эти волны, поочередно действуя на кормовую оконечность маломерного обгоняемого судна, могут резко повернуть его в сторону обгоняемого и привести к удару.

В той же ситуации обгона может проявиться явление «присоса», т. е. сближение бортами параллельно идущих на близком расстоянии судов. «Присос» легко компенсируется небольшим изменением курса в сторону от борта обгоняемого.

Обмен какими-либо конкретными сигналами между маломерными судами и между маломерными и немаломерными судами при расхождении и обгоне правилами не предусматривается.

На участках с осевой обстановкой навигационного оборудования суда осуществляют движение, придерживаясь линии осевых буев, оставляя их слева. Правая по ходу кромка, как правило, не обозначена вследствие большой ширины судового хода, поэтому маломерные суда должны идти на безопасном расстоянии правее от немаломерных судов.

На несудоходных водоемах нет знаков навигационной обстановки, определяющих направление и границы судового хода, нет путевой информации, поэтому для предупреждения столкновений судов следует неукоснительно выполнять требования пунктов правил, отражающих особенности плавания на участках с кардинальной системой навигационного оборудования. Указанные требования пунктов Правил, как и другие пункты применительно к данным условиям, обеспечивают меры по предупреждению столкновения судов при отсутствии знаков навигационной обстановки.

При плавании по незнакомым участкам можно достаточно уверенно ориентироваться с помощью лоцманской карты реки.

При наличии подробной карты с координатной сеткой для определения местоположения судна полезно использовать прибор спутниковой навигации.

Следует иметь в виду, что навигационные плавучие знаки буи и бакены устанавливаются на глубинах не менее гарантированных на данном участке. Гарантированные глубины задаются на несколько лет и о них можно узнать в любом ближайшем подразделении бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте или в лоцманской карте.

При движении за кромкой судового хода или на участках, где судового хода нет, необходимо внимательно следить за поверхностью воды с целью своевременного обнаружения препятствий. При наличии течения над подводными препятствиями — утопленными предметами, камнями и т. п. на поверхности воды образуются вихри, при этом граница резкого перепада глубин может обнаруживаться по изменению уровня поверхности, струй течения и характера ветровых волн. На мелководных участках ветровые волны становятся круче, интенсивнее образуются гребни.

Характер волн от движения водоизмещающего судна может меняться в зависимости от глубины. На мелководье поперечная волна под кормой становится выше, круче с опрокидывающимся гребнем. При этом нагрузка на двигатель увеличивается, а скорость движения снижается. Не следует заходить в суводи, водовороты, буруны над камнями и т. п.

В темное время суток осуществлять движение по незнакомому участку не рекомендуется особенно там, где могут быть препятствия: карчи, топляки, камни и т. п.

При плавании по водохранилищу или озеру необходимо иметь прогноз погоды, учитывать направление ветра, характер волнения и следить за изменением погоды. При угрозе возникновения шквального ветра, наступления грозового фронта принять заранее меры предосторожности или уйти в укрытие.

Запрещается движение маломерных судов по участкам, обозначенным знаками: «Движение мелких плавучих средств запрещено!»

Указанные знаки могут ограждать рейды, подходные каналы, подходы к причалам, а также участки по требованиям охраны природы или рыбоохраны. При выборе пути следования необходимо учитывать наличие таких зон, запрещенных для движения. Это могут быть также зоны отдыха, районы рыбного нереста, акватории предприятий и другие закрытые для движения судов участки.

При соблюдении вышеуказанных условий не рекомендуется осуществлять движение ближе 100 метров к границам пляжей и мест отдыха.