animateMainmenucolor

Электронные лаги и цифровые эхолоты

Лаг, как и компас, является основным прибором, используемым при ведении прокладки и определения места методом счисления. В не столь далеком прошлом измерения скорости и пройденного пути осуществлялись ручным лагом — буйком на тросе (лаглине), размеченным через определенные расстояния узелками, и механическим лагом — буксируемой за кормой вертушкой, вращающей через буксирный линь счетчик пройденных миль.

Koнструкции этих приборов можно встретить даже в современных учебниках выпуска 2002 года. Не нужно уделять внимание этим древностям — на современных скоростных маломерных судах им просто нет места.

С другой стороны, в настоящее время промышленность производит большое количество разнообразных компактных и недорогих электронных лагов, доступных широкому кругу судовладельцев. Они, как правило, имеют размещаемые на днище вертушечные датчики и цифровые или аналоговые дисплеи, которые можно располагать как в рубке, так и в открытом кокпите или на мостике (рис. 7.33.).

Рис. 7.33. Дисплей электронного лага с датчиком

Современный электронный лаг способен измерять скорость относительно воды, пройденный путь полный и с момента выхода в плавание, а также может запоминать и выдавать максимальную и среднюю скорость за плавание. Более подробная информация об электронных лагах будет дана в разделе "Радиоэлектронные средства судовождения".

Эхолот. В настоящее время основным прибором для измерения глубины является эхолот. Использовавшийся до появления эхолотов ручной лот (в самодельном исполнении) можно встретить, пожалуй, лишь на небольших лодках у рыбаков, не имеющих возможности приобрести такой прибор.

Современные эхолоты для измерения глубины используют ультразвук. Они могут работать при любых скоростях судна, показывать значения глубин в цифровом или графическом виде.

Эхолотов для малых судов в настоящее время великое множество — навигационные (рис. 7.34.), рыбопоисковые, переднего обзора и т. д. Более подробная информация о данных прибора дана в разделе "Радиоэлектронные средства судовождения".

Рис. 7.34. Эхолот (дисплей и датчик)