animateMainmenucolor

Лоция

Лоция (от голландского loodsen — вести корабль) — раздел судовождения, занимающийся изучением водных бассейнов с точки зрения условий плавания по ним. Лоция, морская и речная, paзделяется на общую и специальную. Общая лоция изучает процессы, которые происходят в водном потоке. Специальная лоция определяет направление судового хода относительно местных ориентиров.

Например, остров с точки зрения общей лоции — это наносное образование в русле реки, покрытое растительностью. С точки зрения специальной лоции остров Вороний расположен на 345 км напротив деревни Грачевка. Лоцию нужной реки можно получить в бассейновом управлении.

Как говорят гидрологи, река течет, при этом имеется в виду не только течение водного потока в русле реки, но и перемещение самого русла вниз по течению и вбок.

Русский ученый и путешественник Бер в позапрошлом веке заметил, чем ближе к экватору расположена точка, тем быстре вращается она от запада к востоку. Всякая река, протекающая в северном полушарии с юга, переходит в широты, где скорость вращения земли ослабевает. Вследствие такого избытка скорости, которая приобретена частицами воды в верхних частях течения, река должна испытывать отклонение к востоку и подмывает правый берег.

Если в том же полушарии река протекает с севера на юг, то под влиянием указанной причины она будет уклоняться к западу и подмывать правый берег. В южном полушарии все реки будут отклоняться в противоположную сторону.

Закон Бера. Реки, текущие по направлению меридиана в северном полушарии, подмывают правые берега, в южном — левые. Закон Бера подтверждается железнодорожной практикой. В северном полушарии правый рельс истирается больше, чем левый, и на линиях, расположенных вдоль меридиана, поезда сходят с рельс чаще вправо.

Основателем общей лоции можно считать Д. А. Богданова. На Нижегородском судоходном съезде в декабре 1903 года он докладывал о пагубных последствиях вырубки лесов по берегам рек. Леса задерживают процесс таяния снега, в результате река наполняется талой водой медленно и меньшая часть воды уходит по руслу, а большая часть остается в земле, на полях. В подтверждение своих слов он приводил следующие цифры.

Несколько лет назад, до вырубки лесов по берегам р. Оки, разность уровней в половодье и в межень равнялась 4 аршинам (2,8 метра). После интенсивной вырубки теперь разность достигает 3 сажень (6,4 метра). А в 1908 году уровень воды в Оке, следовательно и в Москва-реке, достиг такого уровня, что по площади Павелецкого вокзала ездили на лодках. Этот уровень зафиксирован металлической табличкой на устое моста окружной железной дороги.

Первое издание «Общая лоция рек» было опубликовано в 1900 году и быстро разошлось среди специалистов. Книга переиздавалась в 1925, 1930 и в 1936 годах. Мы изложили раздел «Общая речная лоция» по изданию 1936 года.

Когда р. Волга была не зарегулирована, то есть на Волге еще не было шлюзов, скорость течения составляла в разных местах от полутора до четырех километров в час. Скорость течения русла составляла от пятисот до тысячи двухсот метров в год. Гарантированная глубина обеспечивалась порядка полутора метрами. Запас воды под днищем у груженых судов был не более полутора-двух десятков сантиметров, а ширина судового хода была соизмерима с длиной судна.

Единственным способом судовождения был лоцманский, предполагающий знание общей и, тем более специальной, лоции в совершенстве. При сдаче государственного экзамена по специальной лоции в 1959 году курсанты обязаны были знать наизусть направление судового хода от Рыбинска до Астрахани. Курсант выбирал билет, на котором был указан участок реки длиной 80-100 км, затем в общей куче планшетов он должен был отыскать свои (10-15 планшетов) и рассказать экзаменационной комиссии как идет судовой ход, называя все населенные пункты, перекаты, створы и т. д. Всего до Астрахани набиралось 10-12 тысяч наименований.

После создания Единой Глубоководной Системы условия судоходства в европейской части России изменились коренным образом. Гарантийная глубина поддерживается на уровне четырех метров, а ширина судового хода позволяет применять штурманский, с применением радионавигационных средств, способ судовождения. Актуальность использования специальной, а тем более общей, лоции сокращается с каждым годом. Вместо обычных створов все больше внедряются лазерные. Суда оснащаются радарами, эхолотами и т. п. навигационными приборами.

Изменяются и методы судовождения. Если раньше судоводители выбирали направление судового хода в зависимости от скорости течения, то на зарегулированных реках течение практически отсутствует или очень слабое. Бывает, когда идет наполнение водохранилища, течение направлено в обратную сторону. Наиболее затруднительными для судоходства прогулочных судов являются малые реки, на которых, как правило, отсутствует навигационная обстановка.