animateMainmenucolor

Для того чтобы парус хорошо работал или, как говорят яхтсмены, «тянул», он не должен быть совершенно плоским. Под действием ветра парус должен образовывать профиль, похожий на профиль самолетного крыла. Стрелку выгиба паруса под ветер принято называть «пузом» паруса. От величины «пуза» зависит эффективность работы паруса (рис. 29).

Рис. 29. «Пузо» паруса. 1 — мачта; 2 — парус.

Величину «пуза» принято измерять в процентах от размера сечения паруса в данном месте. «Пузо» у грота создается в основном за счет закроя кривых (выпуклых) передней и нижней шкаторин; эту кривизну шкаторины называют серпом (рис. 30).

Рис. 30. Серповидность шкаторин.

 

Парус мотолодки

Как сшить парус для мотолодки

Для парусов, предназначенных для установки на мотолодках, особой точности раскроя не требуется, поэтому можно ограничиться 8-10% пузатости по обеим шкаторинам. Необходимая величина «пуза» паруса обеспечивается за счет серповидное передней и нижней шкаторин (рис. 31).

 

Рис. 31. Раскрой паруса, обеспечивающий правильную форму «пуза»: а — бермудский грот; б — стаксель; в - грот-гуари и гафельный; г — рейковый парус для малых лодок. Штриховой линией на рейковом парусе показан серп по нижней шкаторине при отсутствии гика.

Когда парус растягивается по прямым мачте и гику (или рейку и гафелю), то образующиеся около рангоута излишки материала под действием ветра расправляются, и благодаря этому получается «пузо». Форма профиля паруса, положение «пуза» по его ширине и высоте зависят от очертаний шкаторин. Дополнительным средством для регулирования формы «пуза» служат так называемые закладки по полотнищам, с помощью которых возможно сшить парус с профилем, плавно переходящие в почти плоский у задней шкаторины

В нижней части паруса закладки делаются шире, чем в верхней, их количество и суммарная ширина подбираются опытным путем с учетом гибкости рангоута и свойств материала, из которого шьется парус. Для изготовления паруса пригодны синтетические материалы, применяемые для пошива палаток и различных тентов. Для того чтобы парус обладал необходимой прочностью и не растягивался под нагрузкой ширина его полотнищ должна быть около 30 см. Для этого не нужно разрезать готовый материал — достаточно лишь сделать фальшивые швы, т.е. складки материала шириной 1,5-2 см.

Разметив на полу парус, следует обчертить его контур и уложить на разметку полотнища матери&та с уже прошитыми фальшшва-ми. Заготовки должны перекрывать наружный контур паруса на 3—4 см для последующей подгибки: на сшивание полотнищ между собой достаточно припуска 2,5 см на каждый шов. В процессе разметки полотнище можно закрепить на полу кнопками, однако более удобно это сделать с помощью рулеток. Две стальные 5-метровые рулетки в сочетании с фиксирующими их и парус грузами обеспечивают качественную разметку. Прижатые к полу и napycyJ ленты рулеток лежат достаточно ровно, позволяя наносить длинные и ровные линии с одновременным их промером.

После проверки на полу общей конфигурации паруса приступают к сметыванию и сшиванию полотнищ. Этот процесс лучше начинать с двух нижних полотнищ, последовательно переходя к верхним. Операция сметывания значительно упрощается, если вместо ниток для временного скрепления полотнищ использо вать резиновый клей. Преимущества клея весьма ощутимы: скрепляется вся площадь соприкасающихся поверхностей, исключаются всевозможные перетяжки и морщины, не возникает трудностей при соединении полотнищ по плавной кривой. Уже засохший клей позволяет разъединить полотнища и вновь скрепить их в необходимом положении.

Размеченные швы прошиваются на швейной машинке, начиная с нижнего полотнища. Для шитья парусов (даже из синтетических материалов) не рекомендуется применять капроновые нитки, поскольку из-за их упругих свойств весьма трудно избежать образования морщин. Для основных швов лучше применять хлопчатобумажные нитки №20 или №30 (в зависимости от ткани и площади паруса). Для остальных (второстепенных) швов нИтки могут быть немного тоньше. После сшивания всех полотнищ и проверки размеров паруса обозначают места галсового, фалового и шкотового углов, которые по рулетке соединяют прямыми линиями. Фаловый угол следует наметить на 5-7 см ниже его окончательного положения на мачте, так как при растягивании паруса по передней шкато-рине она станет длиннее за счет серпа и растяжения ткани.

После сшивания полотнищ выполняют следующие операции: парус подгибают по всем шкаторинам, пришивают усиливающие накладки — боуты по углам и карманы для лат. В первую очередь работают с передней шкаториной, заделка которой зависит от способа крепления паруса к мачте. Если мачта выполнена из трубки и ее диаметр не меняется с высотой, то наиболее простым и надежным является крепление с помощью колец-сегарсов. Этот способ не только проще, чем применение ликпаза, ползунов и рельса, а также надевания «рукава» на мачту, но и более оперативен при спуске паруса.

При крое серпа удобно поступить следующим образом. Соединить галсовый и фаловый углы прямой линией и в нескольких местах отложить от нее необходимые размеры. Получить плавную кривую между этими точками можно, проложив по ним толстую веревку. По полученной линии с припуском на шов обрезаются излишки материала, наметывается (резиновым клеем) и застрачивается шов шкаторины по всей длине. После этого на шкаторину нашивается укрепляющая накладка из полосы прочного материала (рис. 32). Нижняя шкаторина, в зависимости от способа ее крепления к гику, либо просто подгибается с застрочкой, либо к ней пришивается рукав для надевания на гик.

Рис. 32. Усиление передней шкаторины паруса из хлопчатобумажной (а) и синтетической (б) ткани.

Далее парус растягивают по оформленным шкаторинам по мачте и гику для уточнения места фалового угла. От линии, соединяющей фаловый и шкотовый углы, в нескольких местах намечаются точки для линии серпа задней шкаторины. Для укрепления паруса в его углах нашивают накладки в виде секторов из более прочного и жесткого материала — боуты. Их кроят таким образом, чтобы нити основы или утка шли по направлению наибольшего напряжения. Для более равномерногораспределения усилий внутренние кромки боутов должны быть полукруглыми с радиусом в 1,5-2 раза большим, чем размер боута.  Готовые боуты нужно приклеить по всей поверхности и пристрочить, кроме краев, радиальными и полукруглыми швами (рис. 33, а).

Рис. 33. Боут (а) и фаловая дощечка (б).

Помимо боута фаловый угол укрепляется также фаловой дощечкой (рис. 33, б), которая делается из упругого стеклотекстолита толщиной 1-1,5 мм. Дощечка пришивается к парусу капроновыми нитками через небольшие отверстия, высверленные пд ее периметру у самого края.
Грот по передней и нижней шкаторинам обшивается тонким синтетическим тросом, а стаксель можно обшить только по передней шкаторине. При раскрое стакселя его передней шкаторине лучше придать S-образную форму, делая в верхней части «отрицательный» серп, а в нижней — «положительный». Это определяется неравномерностью увеличения «пуза» стакселя при провисании штага и натянутой задней шкаторине.

Наиболее распространенная конструкция паруса приведена на рис. 34. Для крепления к рангоуту в парусе необходимо сделать люверсы.

Рис. 34. Типичная конструкция паруса.
А-А — фальшивый шов; Б-Б — сшивка полотнищ; В-В — карман для латы; Г-Г — подгиб передней шкаторины; Д — фаловый угол; Е - заделка люверса. 1 - накладка — боут; 2 — люверс; 3 — ликтрос; 4 — проволочное кольцо; 5 — накладка лат-кармана.

Латкарманы нашиваются в последнюю очередь, так как на готовом растянутом парусе лучше, чем на чертеже можно определить оптимальный наклон лат и положение латкарманов. От наклона лат во многом зависит растягивание паруса и поддержание задней шкаторины. После приклейки латкарманы пришивают, оставляя незашитой часть верхней кромки для лат.