animateMainmenucolor

Движение судна на мелководье

При переходе судна из глубоководного фарватера на мелководье возрастает волнообразование, увеличивается сопротивление и уменьшается скорость хода. На мелководье при достаточно большой скорости хода водоизмещающее судно получит дифферент на корму, а около середины судна заметно понизится уровень воды — образуется большая впадина. Поэтому судно может увеличить осадку по сравнению с осадкой на глубокой воде.

Чем больше осадка судна, тем меньше зазор между корпусом и дном, а, следовательно, относительно больше скорость потока воды под корпусом. Поэтому судно во время движения на мелководье будет подсасываться ко дну (как правило, кормой). Это явление особенно характерно для водоизмещающих плоскодонных судов.

В случае неожиданного подхода к мелкому месту носовая часть водоизмещающего судна может резко «отрыскнуть» от него из-за внезапно возросшей разницы давления воды со стороны правого и левого борта. Вместе с судном движется попутный поток, в том числе и впереди корпуса. При подходе потока к мелкому месту, давление между корпусом и мелью возрастет, таким образом, увеличенное давление со стороны мелководья будет «выталкивать» судно на глубокое место, где давление меньше. Следует помнить, что это явление не действует на килевые яхты.

Если судно идет по мелководью с переменной глубиной, то нужное направление его движения приходится удерживать частым вращением штурвального колеса. Чем уже и мельче фарватер и чем быстрее движется судно, тем быстрее и беспорядочнее судовые волны будут воздействовать на корпус то с одного, то с другого борта. При этом все время меняется давление воды на перо руля. Описанные явления вызывают рыскливость судна, особенно при подходе от глубокого места к мелкому.

При расхождении со встречными судами наложение волн может привести к посадке судна на мель, с повреждением корпуса, или к столкновению судов. Следовательно, на мелководном фарватере следует снизить ход. Это уменьшит дополнительную осадку и рыскливость судна, обеспечит большую безопасность движения и увеличит время принятия решения.

Водителям глиссирующих судов при движении по мелководью надо быть предельно внимательным. Если водоизмещающие суда сами «ищут» глубину, то скоростные мотолодки, имеющие заметно меньший пограничный слой или попутный поток, реагировать на изменение глубины не успевают.

Если глиссирующее судно попадает на песчаную, как правило, пологую отмель, то можно ожидать относительно постепенного уменьшения скорости и остановки. Водитель и пассажиры могут успеть приготовиться. Если на пути судна возникнут каменистая гряда или огрудки, то остановка будет практически мгновенной. В этом случае люди могут получить травмы, а судно — повреждение корпуса. При движении по мелководью необходимо снижать скорость и не ходить по незнакомым, не проверенным участкам реки в режиме глиссирования.