animateMainmenucolor

Система навигации GPS

Познакомившись с принципами общения с приемником GPS и возможностями, которые он предоставляет пользователю, перейдем к навигации. Не претендуя на точность определения, отметим, что навигация — это совокупность действий, выполняемых с целью безопасного перемещения из пункта А в пункт Б.

До появления приемников GPS навигация осуществлялась следующим образом. На карте отмечали начальную и конечную точки, прокладывали линию между ними и при помощи транспортира определяли истинный курс относительно северного направления меридиана.

Затем полученное значение исправляли с помощью различных поправок и в результате получали магнитный курс, который использовали при плавании с использованием магнитного компаса.

В ходе плавания определялся пройденный путь и в определенные промежутки времени полученные результаты наносились на имеющуюся на карте линию пути. Таким образом получали так называемое «счислимое» место судна.

Понятно, что точность полученного таким образом места была невелика, поэтому судоводители при первой возможности определялись по известным ориентирам — маякам, башням, буям, островам. Такой метод назывался «обсервацией», а полученное место — «обсервованным». Если полученная точка не попадала на проложенную линию (а, как правило, так оно и получалось), то из нее прокладывалась новая, параллельная первоначальной.

С появлением первых приемников спутниковой навигации в судовождении практически ничего не изменилось, разве что место стали определять не пеленгаторами, а с помощью навигаторов путем нанесения полученных координат на карту, разве что точность позиционирования значительно улучшилась.

По мере совершенствования приемников GPS у них появились новые возможности, позволившие частично отказаться от карты и свести процесс навигации к небольшому количеству простейших операций — вводу координат точек и контролю за направлением движения судна по экрану навигатора. А карта осталась нужна для подготовки маршрутов и путевых точек для периодического контроля за ходом плавания, а также в качестве отчетного документа на случай бедствия.

Существуют три способа (не считая упомянутого выше классического) навигации — по путевым точкам, по маршрутам и по трассе.

Движение судна по путевым точкам

Путевая точка — это какой-то представляющий интерес пункт на земной или водной поверхности, в который когда-либо нужно прибыть. Путевые точки создаются предварительно с помощью карты либо в процессе движения и записываются в память прибора с присвоенными им именами в цифровой, алфавитной либо алфавитно-цифровой форме.

Навигация судов по маршрутам

Движение по маршрутам используется в случаях, когда плавание по прямой невозможно или опасно. Маршруты обычно планируются заранее путем создания системы взаимосвязанных точек с использованием карты. Маршрутные точки образуются аналогично обычным путевым точкам.