animateMainmenucolor

Навигационная обстановка

Навигационная обстановка предназначена для ориентировки при выборе курса и ограждения препятствий, опасных для судоходства. Знаки навигационной обстановки существуют плавучие и береговые. Те и другие в темное время суток могут иметь или не иметь освещения. Основными считаются знаки береговой обстановки, так как плавучие знаки могут быть сдвинуты со своего места.

Существуют две системы расстановки навигационных знаков.

  • Латеральная — система, при которой обозначается ось или стороны судового хода. Система применяется на реках, каналах, подходах к морским портам, водохранилищах и небольших озерах разряда «Р».
  • Кардинальная — система, при которой ограждают навигационные опасности относительно сторон света по компасу. Применяется на водоемах разряда «О» и «М». Обратите внимание, если латеральная система указывает направление судового хода, то кардинальная только ограждает опасности. Курс судна прокладывается по карте или используются средства спутниковой навигации.

Согласно Правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации судно, идущее вверх, — судно, осуществляющее движение в направлениях:

  • на реках и водохранилищах - от устья к истоку реки, включая участки, где с отливом и приливом течение меняется;
  • на каналах: имени Москвы — от г. Москва к п. Большая Волга; Беломоро-Балтийском — от г. Беломорск к г. Павенец; Волго-Балтийском — от г. Череповец к г. Вытегра; Волго-Донском — от р. Дон к р. Волга;
  • на дополнительных судовых ходах, которые отходят от основного и не соединяются с ним, — от основного хода к берегу;
  • на озерах — в соответствии с документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.

На реках наименование правой и левой кромок (сторон) судового хода принимают по направлению течения воды.

На транзитных судовых ходах водохранилищ наименование сторон принимают по направлению от зоны выклинивания подпора к плотине.

На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилища, наименование правой и левой кромок судового хода принимают по направлению к транспортному судовому ходу.

Береговые знаки

Береговые навигационные знаки обозначения направления оси судового хода по степени их «строгости», т. е. насколько точно надо следовать их указаниям, можно расположить в следующем порядке: ориентиры, ходовые, перевальные, створные осевые, створные щелевые, створные кромочные и лазерные створы.

Плавучие знаки

К плавучим навигационным знакам относятся: кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки ограждения опасности. Рядом с плавучим знаком, как правило, ставится контрольная веха. Имеется в виду, если знак будет сдвинут со своего места, то веха останется, ее труднее сдвинуть (зацепить).

Информационные знаки

Информационные знаки подразделяются на три группы. Запрещающие знаки имеют круглый щит, окрашенный в белый цвет, полоса по краю и диагональ — красные, символ — черный. Огонь — желтый затмевающийся. Знаки запрещают определенные действия судоводителей.