animateMainmenucolor

Навигационные знаки

Знакибереговые сооружения, предназначенные для определения своего места и выбора правильного курса судна. Изготавливаются, как правило, из решетчатых щитов и могут иметь самую различную форму. Могут применяться самостоятельно либо в составе створов (рис. 7.4.).

Рис. 7.4. Знаки

Знаки, имеющие огонь, называются освещаемыми. Они, как правило, не обслуживаются и работают автоматически в проблесковом и группо-проблесковом режимах. Знаки, так же, как огни, могут устанавливаться поодиночке для обозначения навигационных опасностей на островках, оконечностях берега, а также в специальных группах, называемых створами.

Створы используются для точного указания прямолинейных отрезков судового хода (фарватера), безопасного или рекомендованного пути в узостях или среди навигационных опасностей. Представляют из себя два знака, стоящих на линии безопасного пути (рис. 7.5.).

Рис. 7.5. Плавание по створным знакам

Задний знак всегда устанавливается выше переднего так, чтобы они оба были видны оба при нахождении судна на линии створа. Для повышения точности судовождения створные знаки обычно разносятся на возможно большие расстояния.

Створы могут быть освещаемыми и неосвещаемыми. Огни, устанавливаемые на освещаемых знаках, называют «створными огнями». Вместо неосвещаемых знаков могут использоваться какие-либо предметы — здания, башни, камни или скалы, выделенные краской.

При движении судна строго по линии створа задний знак будет находиться над передним («находится в створе»). При уходе со створной линии знаки будут расходиться («расствориваться»), показывая отклонение судна от безопасного пути. Если передний знак ушел влево относительно заднего, то это значит, что судно отклонилось вправо от линии безопасного курса, и для возвращения на нее судно необходимо повернуть влево и двигаться так вплоть до совмещения створов.

Если фарватер извилистый, состоящий из нескольких отрезков, то устанавливают несколько створов (рис. 7.6.).

Рис. 7.6. Плавание по извилистому фарватеру

Образованные ими створные линии имеют ходовые и неходовые части, граница раздела которых образуется пересечением двух соседних отрезков. При плавании по такому фарватеру сначала движутся по первой ходовой части, обозначенной первой парой створов. По обнаружении следующей пары расстворенных знаков продолжают следовать по прежнему маршруту вплоть до их схождения, после чего ложатся на новый курс.

В местах, где установка створных знаков по какой-либо причине невозможна, для ограждения опасностей пользуются секторным освещением, создаваемым трехцветным фонарем. Фонарь устанавливается так, чтобы освещать безопасное место белым огнем, а места с навигационными опасностями — цветными огнями (рис. 7.7.).

Рис. 7.7. Секторное освещение

Характеристики таких огней и расположение их секторов обычно показывают на картах и приводят в пособиях.

Если при плавании в зоне такого знака судоводитель видит белый огонь, это значит, что он находится в безопасной зоне или следует правильным курсом. Появление какого-либо цветного огня говорит судоводителю, что он находится в опасном месте и его курс ведет к опасности.