www.kateralodki.ru
 
 
 

Непотопляемость судна

Непотопляемостью судна называется его способность держаться на плаву после затопления одного или нескольких отсеков. Плавучесть достигается устройством водонепроницаемых переборок (продольных или поперечных), воздушных герметичных ящиков и установкой в корпусе «блоков плавучести» — материалов с малым удельным весом (пенопласт и т. д.). Суда при полном водоизмещении, согласно «Правилам ГИМС», в случае аварийного затопления на тихой воде должны иметь:

  • запас собственной плавучести (суда деревянные или оборудоваться внутренними средствами плавучести: воздушными ящиками, воздушными отсеками или плавучими материалами), достаточный для поддержания на плаву судна с полным снабжением, когда оно залито водой по уровень планширя или борта;
  • дополнительный запас плавучести (воздушные ящики, воздушные отсеки или плавучие материалы), обеспечивающие силу плавучести, равную 40 процентов грузоподъемности судна;
  • запас плавучести, позволяющий судам, имеющим деление на отсеки, оставаться на плаву при затоплении наибольшего отсека. При этом аварийная ватерлиния не должна пересекать предельную линию погружения, проходящую ниже палубы или открытых отверстий не менее чем 75 мм;
  • аварийную остойчивость, заключающуюся в том, что суда не должны переворачиваться от действия массы, равный 5 % грузоподъемности, приложенной к любому борту в плоскости мидельшпангоута. При этом размещение держащихся за борт людей, находящихся в воде, должно быть указано в руководстве по эксплуатации.

Если блоки плавучести расположить в носовой части, то при затоплении над водой окажется только одна носовая оконечность (рис. 2.8. а).

Рис. 2.8. Положение лодки, залитой водой
а — недостаточность пенопласта в корме;
б — нормальное распределение запаса плавучести

Нельзя также закреплять их под сланями, хотя бы и равномерно по всей длине корпуса. Если лодку зальет водой, она перевернется вверх дном. При этом будет затруднен доступ к днищевой обшивке для планового осмотра и ремонта. Правильное распределение блоков плавучести обеспечит положение судна на воде в затопленом положении (рис. 2.8. б). Для этого необходимое количество блоков плавучести расположить под носовой палубой, в центральной части корпуса под потопчинами и в кормовой части. Схема расположения блоков плавучести показана на рис. 2.9. Во всяком случае блоки плавучести должны обеспечивать аварийную остойчивость.

Рис. 2.9. Распределение запаса плавучести в корпусе:
1 — 50 % запаса плавучести в кормовой трети длины корпуса;
2 — 25 % минимального запаса по бортам в пределах кокпита, желательно у самой палубы;
3 — остальные 25 % запаса плавучести в носовой части судна под палубой

 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З.М.
Тел.: (8552) 77-36-15, 77-77-94
лодка казанка reklama


Cоздание сайтa Вебцентр CMS SiteEdit


 
   
   
  Rambler's Top100