animateMainmenucolor

Ориентирование судна по звуковым сигналам

Ориентирование по звуковым сигналам — ориентирование при плавании в тумане, при подходе к участкам с крутым поворотом русла, определении места судна, предупреждении других плавучих средств. Звук распространяется от источника сферическими волнами, следующими одна за другой во все стороны (рис. 5.19.).

Рис. 5.19. Схема распространения звуковых волн
1 — звуковая волна; 2 — зона молчания; 3 — маяк

Отдельно взятое направление распространения звуковой волны называют звуковым лучом. В однородной воздушной среде при отсутствии ветра звуковые волны распространяются во все стороны с одинаковой скоростью, звуковые лучи при этом прямолинейны. В реальных условиях такое распространение звука наблюдается редко. На крупных водоемах самая лучшая слышимость звука бывает ночью в тихую погоду и при отсутствии осадков и тумана.

Воздух атмосферы не бывает однородным и имеет (особенно в слоях, прилегающих к земле) разные температуру и плотность. В связи с этим звуковые волны распространяются неравномерно, что приводит к преломлению звуковых лучей, а иногда к образованию беззвуковых зон, звуковой тени или отражению звука (эху).

Беззвуковые зоны создаются при убывании температуры с увеличением высоты. Расстояние от источника звука до зоны молчания зависит от степени убывания температуры и от высоты источника над уровнем воды. Например, при высоте источника над уровнем воды 1 метр и падении температуры на 0,8 °С на 100-метровой высоте расстояние до зоны молчания составит 370 метров, а при падении температуры на 1° С — 330 метров. Так явление чаще бывает днем при тихой погоде с небольшой облачностью.

При возрастании температуры воздуха и высоты звуковые лучи распространяются по траектории, выпуклость которой направлена вверх, поэтому звуковая тень не создается и слышимость лучше. Это обычно бывает ночью и утром. Таким образом, неправильное и непрямолинейное распространение воздушной звуковой волны создает зоны молчания (рис. 5.19.), в которых на судне не слышно звукового сигнала, хотя оно находится близко от источника.

Поэтому иногда вблизи источника звука звук не слышен, по мере удаления от него сила звука постепенно ослабевает, совсем прекращается, через некоторое время с увеличением расстояния звук вновь слышен, затем опять пропадает. Это явление по мере удаления от источника звука может повторяться несколько раз. Ветер ускоряет или замедляет распространение звука в зависимости от их взаимного направления.

При плавании, особенно в тумане или ночью, следует учитывать все обстоятельства, могущие искажать распространение звука (рис. 5.20а.).

Рис. 5.20а. Зона молчания. Схемы влияния ветра на распространение звука:
а — ветер с высотой не меняется; б — ветер с высотой усиливается; в — ветер ослабевает, затем меняется на обратный и усиливается

Полностью полагаться при движении в тумане на звуковые сигналы нельзя, так как их слышимость меняется и зависит от густоты тумана, размера водяных капель, высоты тона звуковых сигналов и ветра. В крупнокапельном тумане лучшую звуковую проходимость имеют сигналы низкого тона, в мелкокапельном густом тумане — сигналы высокого тона. Поэтому для лучшей слышимости судовые гудки иногда комбинируют из звуковых свистков высокой и низкой частот.

Дальность слышимости сигналов зависит не только от температуры и влажности воздуха, направления ветра, но также от расположения наблюдателя. При звуке, идущем с наветренной стороны, он будет раньше услышан наблюдателем, находящимся ближе к воде. Если звук идет с подветренной стороны, то он будет услышан раньше наблюдателем, находящимся выше.

Сила звуковых сигналов встречных судов бывает настолько слабой, что может быть не слышна из-за шума на собственном судне даже на близком расстоянии и особенно в поворотах реки. Поэтому при ухудшении видимости судоводитель должен устранить возможности все шумы на судне, которые мешали бы восприятию звуков, исходящих от других судов или береговых средств навигационного оборудования водного пути.

В некоторых случаях сигнал может быть воспринят в виде эха, которое приходит к судну с другой стороны от источника звука. Такое явление бывает в густом тумане, у высоких берегов и др. Если на пути распространения звука встречаются препятствия в виде мысов, островов с высокой растительностью и т. д., то звук ослабевает. Поэтому туманная звуковая сигнализация может служить только средством предупреждения об опасности, но не средством определения по ней места судна во время тумана и плохой видимости.

На малых судах для подачи сигналов привлечения внимания, указания своего места нахождения в тумане (плохой видимости) при отсутствии визуальной сигнализации применимы все виды автомобильных электрических сигналов — свистки, сигнальные рожки, колокола. Дальность слышимости автомобильного сигнала — 2-3 км, рожка — 1 км, свистка — 0,5 км, спокойного голоса — 0,2 км; электрических, воздушных сирен и паровых гудков — 2 км, стука весел о борт лодки — 0,2-0,5 км.