animateMainmenucolor

Определение места судна пеленгованием

Навигационные обсервации осуществляются, в основном, с использованием методов пеленгования отмеченных на карте предметов и знаков береговой навигационной обстановки — маяков, башен, триангуляционных знаков. Рассмотрим некоторые из них.

  • Определение места по двум пеленгам (рис. 7.25.).

Рис. 7.25. Определение места по двум пеленгам

При использовании данного метода с помощью пеленгатора измеряют пеленги двух обозначенных на карте предметов, например, двух маяков. Поскольку линии пеленгов приходится откладывать от объектов к судну, т. е. в обратном направлении, то их значения будут отличаться от направлений с судна на 180°. Такие пеленги называются «Обратный компасный пеленг» (далее - ОКП). Для облегчения работы при определении места морские компасы имеют специальную призму, используемую для отсчетов ОКП при пеленговании.

Обратные компасные пеленги исправляют с помощью поправки магнитного компаса ∆МК в истинные обратные пеленги (далее - ИОП) и откладываются от объектов вплоть до их пересечения. Полученная точка называется обсерваторным местом и обозначается на карте кружком с точкой в месте обсервации. Если точка пересечения не лежит на проложенной курсовой линии, ее соединяют волнистой линией с точкой последнего счислимого места и дальнейшую прокладку ведут от нее. Наивысшая точность определения места достигается при угле между линиями пеленгов 110°, допустимые точности можно получить в пределах углов 30°-150°.

  • Определение места по трем пеленгам (рис. 7.26.).

Рис. 7.26. Определение места по трем пеленгам

Повысить точность определения места можно путем увеличения количества пеленгуемых объектов до трех и более. На практике больше трех объектов на малом судне запеленговать, как правило, не удается, поэтому рассмотрим только метод определения места по трем пеленгам. Определение места по трем пеленгам осуществляется в следующем порядке.

По ходу движения судна берется ОКП на ближайший объект А, затем последовательно пеленги на второй В и третий объект С. Во время взятия второго пеленга отмечают время и показания лага.

Полученные ОКП пересчитываются в ИОП и с помощью транспортира и параллельной линейки наносятся на карту. При пересечении трех линий из-за ошибок пеленгования получается треугольник погрешности, внутри которого находится искомое место. Если стороны этого треугольника малы и не превышают 0,5 мили, то за вероятное место судна принимается центр треугольника. Если треугольник вытянут, то место принимается ближе к его короткой стороне.

  • Определение места методом крюйс-пеленга (рис. 7.27.).

Рис. 7.27. Определение места судна по крюйс-пеленгу

Данный способ используется в случае, когда для пеленгования имеется только один предмет. Определение места в этом случае осуществляется в следующем порядке. В ходе движения судна берут по компасу первый пеленг КП1 на предмет, фиксируя время пеленгования и показания лага. Через некоторое время, достаточное для изменения пеленга на угол, превышающий 30°, берут второй пеленг КП2 на тот же предмет, отмечая по часам момент отсчета пеленга и показания лага.

Полученные компасные пеленги исправляют поправкой компаса ΔМК в истинные пеленги ИП1 и ИП2 и проводят их на карте от объекта пеленгования до пересечения с линией курса судна, а затем по показаниям лага определяют пройденный судном путь между первым и вторым пеленгами.

Полученное расстояние откладывают на курсовой линии от точки ее пересечения В с первым пеленгом. Из полученной точки С проводят линию, параллельную первому пеленгу AP1 до пересечения с линией второго пеленга АР2. Полученная точка D будет искомым местом судна в момент взятия второго пеленга. Место, определенное таким способом, называется счислимо-обсервованным и на карте обозначается треугольником вокруг полученной точки, от которой с помощью параллельной линейки прокладывается новый курс и ведется дальнейшая прокладка.

  • Определение места по пеленгу и расстоянию (рис. 7.28.).

Рис. 7.28. Определение места судна по пеленгу и расстоянию

Этот способ позволяет получить грубую оценку своего места по предмету с известной высотой (маяк, башня) с помощью бинокля с дальномерной сеткой и компаса. Определение места осуществляется следующим образом.

С помощью компаса определяют компасный пеленг на выбранный объект, переводят полученный КП в ИП и наносят его на карту. Затем с помощью бинокля по известной высоте предмета вычисляют до него дальность. Измеренное расстояние откладывают циркулем на линии пеленга от предмета (точка А). Полученная точка М будет искомым местом.

  • Определение места по пеленгу и глубине (рис. 7.29.).

Рис. 7.29. Опознание места судна по пеленгу и глубинам

Если на судне имеется эхолот, то место может быть определено по пеленгу на предмет и глубине. Делается это следующим образом. Одновременно измеряют пеленг и снимают показания эхолота. Полученный компасный пеленг исправляют и прокладывают на карте от предмета. Место судна находится на линии пеленга в точке, где указанная на карте глубина совпадает с показаниями эхолота. Этот способ не надежен, особенно в районах с незначительным изменением глубин, поэтому им следует пользоваться только в крайнем случае при отсутствии возможности использования других способов определения.

  • Определение места по компасу без пеленгатора.

Если на компасе нет пеленгатора, то грубо определить место судна можно способом двух последовательных курсов. Для этого необходимо изменить курс судна и, следуя точно на известный объект, отметить показания компаса. Затем снова изменяется курс в направлении на другой выбранный для пеленгования объект и в момент, когда судно движется на него, фиксируют значения курса. Полученные значения пересчитывают в истинные пеленги и прокладывают их на карте от выбранных объектов (рис. 7.30.).

Рис. 7.30. Определение места судна с помощью компаса без пеленгатора способом двух последовательных курсов (а) и прямого угла (б)

Полученная точка пересечения является местом судна. Следует помнить, что такой способ определения, связанный с необходимостью маневрирования, недопустим в местах с навигационными опасностями.