animateMainmenucolor

Плавучесть судна

Плавучесть — способность судна плавать в определенном положении при заданной нагрузке на борту. Плавучесть судна объясняется тем, что его силы тяжести уравновешиваются выталкивающими силами воды, возникающими в результате гидростатического давления на корпус судна соответственно закону Архимеда. Равнодействующая сил тяжести приложена в его центре тяжести (далее - ЦТ) (рис. 2.5.).

Рис. 2.5. Сила веса приложена в центре тяжести (ЦТ), а сила поддержания — в центре величины (ЦВ)

Равнодействующую выталкивающих сил воды называют силой поддержания. Она приложена в точке, которую называют центром величины (ЦВ) судна. Эта точка соответствует центру тяжести воды, которую можно заключить в объем подводной части судна. Сила поддержания почти всегда направлена вертикально вверх. Мерой плавучести судна служит его объемное водоизмещение, т. е. объем всего водонепроницаемого корпуса.

Запас плавучести. Характеризуется объемом плавучести oт ватерлинии до линии борта. Запас плавучести обеспечивает безопасность плавания. Поэтому минимальную высоту надводного борта у серийных прогулочных судов определяют по специальному графику в зависимости от допустимой высоты волн. Высота надводного борта должна составлять не менее 6 % наибольшей длины прогулочного судна. В зависимости от минимальной высоты надводного борта правила ГИМС устанавливают район плавания судна и допустимое удаление его от берега.

Водоизмещение бывает порожнем с определенным запасом топлива и расходных материалов в полном грузу и т. д.

Водоизмещение порожнем представляет собой массу корпуса с двигателем, механизмами, устройствами и оборудованием, снабжением, но без топлива, пассажиров, груза и расходных запасов, соответственно водоизмещение полное — с полными запасами, грузом и пассажирами на борту.

Положение центра тяжести (ЦТ) зависит от величины и распределения грузов на судне. При этом грузы, расположенные на судне, особенно на палубе, должны быть надежно закреплены. В случае ненадежности крепления, может произойти смещение грузов к одному борту, что создаст предпосылки к опрокидыванию судна.

Стационарный бензобак должен быть расположен как можно ближе к центру тяжести судна, чтобы по мере выработки топлива ЦТ не изменялся.

Расположение ЦТ судна по длине является важнейшим показателем для глиссирующих судов. Смещение ЦТ в корму может привести к тому, что судно на глиссирование не выйдет. Однако при перемещении (даже временном) части груза в нос, позволит судну выйти на глиссирование и глиссировать после возвращения груза на место. Изменяя расположение грузов на судне и перемещая людей, можно менять положение ЦТ, что очень существенно для малого судна.

Несимметричное случайное перемещение людей и грузов создает крен и дифферент, которые плохо отражаются на управлении судном. Но иногда специально создаваемый дифферент улучшает маневренные качества судна, например, его поворотливость, ходкость. Количество груза, которое принимает судно, погружаясь в воду до грузовой ватерлинии, называется грузоподъемностью.

Грузоподъемность малых судов определяется полезной нагрузкой, включающей в себя массу людей, согласно установленному количеству людей на борту и багажа.

Нормы количества людей, грузоподъемности и мореходности, а также мощность двигателя на прогулочном судне должны быть внесены в специальную табличку, которую прикрепляют на судне на видном месте. В нормы мореходности включаются характерные для присвоенного судну класса максимальное волнение, на котором судно может плавать, и максимальное удаление от берега.

Высота надводного борта должна быть всегда больше минимально допустимой. Уменьшение ее перегрузкой не допускается.