animateMainmenucolor

Права судоводителя и судовладельца маломерного судна

В Приказе МЧС от 29 июня 2005 г. № 502 «Об утверждении правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» статья 8 определяет, что запрещается судоводителю маломерного судна, раздел III определяет обязанности судоводителя маломерных судов. В этом документе нет ни слова о правах судоводителей! Судоводителю часто приходится сталкиваться с тем, что при определенных обстоятельствах ему не разъясняют его права, вместе с тем постоянно говорят о его обязанностях и существующих запретах (не редко не существующих). Мы хотим ознакомить судоводителей с его правами, при реализации которых иногда возникают проблемы.

Достаточно часто задаются вопросы: «Можно ли пройти на своей лодке по Москве-реке, мимо Кремля? Или, имею ли я право пройти по этому водохранилищу?» У вас есть право на свободу передвижения. Конституция в статье 27 говорит четко: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться...». При этом не стоит забывать, что реализации права на свободу передвижения не означает, что вы можете нарушать законы и правила, нарушать требования навигационных знаков, пересекать судовой ход в неположенных местах, заходить в закрытые акватории, например, в акваторию грузового порта. Законы и правила, ограничивающие ваше право на передвижение, должны быть четко изложены в законах и/или в подзаконных актах и реализованы должностными лицами в пределах их компетенции. Слова сотрудника ГИМС о запрете движения маломерных судов в определенной акватории не могут являться основанием для ограничения вашего права.

Не забывайте, что у вас есть право на информацию. В случае, если вы сомневаетесь в существовании какого-либо запрета, вопрос непосредственно государственному органу, надзирающему за маломерными судами. Процитируем часть 1 статьи 24 Конституции РФ: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». Вспомним ситуацию, возникшую в начале лета 2006 года. Большинство судоводителей знали, что до 10 июля установлен «запрет на пользование маломерным судном». Но единицы знали, что именно запрещено. Запрет был введен с целью сохранения рыбных ресурсов. Заход в заводи под мотором может помешать нересту.

Именно эти заводи и другие места нерестилищ должны быть объявлены в местных СМИ. Выход из ситуации простой — обратиться в местный отдел надзора за охраной водных биологических ресурсов и спросить, какие именно места закрыты для судоходства. Вам обязаны ответить.

Закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды.

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Должностные лица соответствующих органов должны давать разъяснения по вопросам, входящим в их компетенцию. Например, Приказ МЧС № 500 «Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» напрямую в статье 14 предписывает должностным лицам ГИМС МЧС «давать судовладельцам разъяснения по вопросам регистрационных действий».

Много вопросов вызывает проведение проверок «на воде» и не только. Известны случаи, когда удостоверение на право управления маломерным судном и судовые документы требовали предъявить инспектора рыбоохраны, охотнадзора, речной милиции, ГИБДД. Ваше право и обязанность предъявлять удостоверение на право управления маломерным судном и судовые документы инспектору ГИМС и сотруднику милиции, на основании пункта 2 статьи 11 Закона О милиции № 1026-1 ФЗ «Права милиции».

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

2) проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении. Должностные лица других ведомств могут проверять ваше судно в пределах своей компетенции.

1. Органы рыбоохраны могут досмотреть вашу лодку на предмет незаконных орудий лова, причем сделано это должно быть с соблюдением всех законных процедур, а именно в присутствии понятых и с составлением протокола. Органы рыбоохраны имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.7., 11.8., 11.9., 11.10., 11.11., только совершенных на судах промыслового флота. Органы рыбоохраны не могут остановить и наложить штраф на судоводителя маломерного судна за отсутствие у него документов на судно или удостоверения на право управления маломерным судном.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Государственной инспекции по маломерным судам, в соответствии с частью 2 статьи 23.40. КОАП РФ, имеют право:

1) руководитель Государственной инспекции по маломерным судам, его заместители;

2) руководители территориальных органов Государственной инспекции по маломерным судам, их заместители;

3) начальники бассейновых государственных инспекций по маломерным судам, их заместители;

4) государственные инспектора по маломерным судам.

2. Органы внутренних дел (чаще всего это отдел милиции на водном транспорте) имеют право:

2.1. требовать от граждан прекращения правонарушения, не говоря уже о преступлении. То есть, в тот момент, когда сотрудник милиции увидел, что вы выбрасываете мусор за борт, он имеет право потребовать от вас прекратить безобразие и наложить на вас штраф.

2.2. Сотрудник милиции имеет право потребовать от граждан предъявить документы, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении. Судоводитель, который не может удержать лодку на прямом курсе, распространяет запах перегара, громко и фальшиво распевающий песни дает повод к возбуждению дела об административном правонарушении. Милиция имеет право проверить у вас судовой билет, если есть основания полагать, что лодка украдена.

3. Органы внутреннего водного транспорта (Госморречнадзор) не имеют право штрафовать судоводителя маломерного судна за нарушение правил плавания, должны вызвать сотрудников ГИМС. Государственный инспектор по маломерным судам имеет право наложить на вас штраф за административное правонарушение, но не забывайте, что в административном праве действует презумпция невиновности (ст. 1.5. КОАП). Это означает, что вы не виновны, пока ваша вина не доказана в порядке, предусмотренном КОАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица, то есть в вашу пользу.

Некоторые положения по порядку уплаты штрафа и административной ответственности за неуплату.

В соответствии с частью 1 ст. 32.2. КОАП РФ штраф должен быть уплачен лицом, в отношении которого вынесено соответствующее постановление, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. А копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, лицо, привлеченное к ответственности, обязано направить в орган или должностному лицу, вынесшему постановление.

При отсутствии такого документа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об исполнительном производстве». Кроме того, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 20.25. КОАП РФ в сроки, определенные статьей 29.6. КОАП РФ «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении», то есть в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При этом в соответствии со статьей 4.5. КОАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения. Следовательно, лицо может быть привлечено к административной ответственности на основании части 1 ст. 20.25. КОАП РФ не позднее ста суток со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Перечисленные права судоводителей и судовладельцев маломерных судов не являются исчерпывающими. Здесь сказано только о тех правах, с реализацией которых наиболее часто возникают проблемы и недопонимание.