animateMainmenucolor

Пропуск судов через шлюзы

187. Суда, идущие на шлюзование, обязаны сообщать по радиотелефонной связи диспетчеру шлюза не менее чем за 1,5 часа (если это невозможно, то с максимального расстояния установления устойчивой связи) о расчетном времени подхода к границам шлюза.

188. Судоводитель при подходе к границам шлюза, но не менее чем за 1 км, запрашивает по радиотелефонной связи у диспетчера шлюза уточненные данные о порядке судопропуска и докладывает о готовности к шлюзованию.

189. Пропуск судов через шлюзы осуществляется в соответствии с планом-графиком шлюзований, разработанным диспетчерским аппаратом шлюза на основе информации о подходе судов. При составлении графика шлюзований пропуск пассажирских и других судов, работающих по объявленному расписанию, планируется согласно расписанию их движения. Пропуск остальных судов через шлюзы осуществляется в порядке подхода их к шлюзу (месту отстоя).

При наличии очереди судов на подходах к шлюзам в первую очередь пропускаются суда с нефтепродуктами с температурой вспышки паров ниже 60 °С или их остатками, взрывчатыми или отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами и спецобъекты.

190. Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке при совместном шлюзовании заходят в шлюзовую камеру последними и устанавливаются таким образом, чтобы у них на траверзе не было других водоизмещающих судов, кроме маломерных.

Комментарий

Очередность постановки судов в камеру шлюза регулируется диспетчером шлюза (оператором) в соответствии с Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ.

Пассажирские суда на подводных крыльях и воздушной подушке заходят в камеру шлюза последними, не считая маломерных. Это делается для того, чтобы водоизмещающие суда не заходили позже скоростных и не могли бы повредить их.

191. Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования. Их шлюзование осуществляется совместно с другими судами.

Комментарий

192. Суда, следующие на ликвидацию транспортных происшествий и пожаров, пропускаются через шлюзы вне очереди.

193. При движении в подходных каналах шлюзов обгон судов, кроме обгона скоростными судами водоизмещающих судов, допускается только с разрешения диспетчера шлюза.

194. Суда с взрывчатыми и отравляющими веществами заходят в шлюзы в соответствии с планом-графиком шлюзований без остановки у причальных стенок.

195. На судах, направляющихся на шлюзование, экипажем судна должно быть проверено надежное действие рулевого управления и дистанционного автоматического управления силовыми установками, а также наличие необходимого давления воздуха в пусковых баллонах главных двигателей.

Комментарий

196. На подходе к шлюзу мачты должны быть уложены (если это диктуется высотными габаритами), якоря надежно закреплены в клюзе.

197. Суда должны заходить в шлюз с безопасной скоростью, чтобы избежать повреждения ворот, защитных устройств и других судов, находящихся в шлюзе, и обеспечить остановку судна (состава) в месте, указанном для его швартовки; при этом на водоизмещающих судах, имеющих два главных двигателя и более, один из них должен быть запущен на режим заднего хода не позднее прохода носовой части судна створа ворот шлюза.

198. Суда длиной более 30 м должны швартоваться не менее чем двумя швартовыми, расположенными по одному борту.

При швартовке за причальные тумбы камер шлюзов персонал шлюза должен выделить необходимое количество швартовщиков. Швартовка за плавучие рымы обеспечивается персоналом судна.

199. При нахождении судов в шлюзе:

  • если на опорных стенках шлюзовой камеры указаны соответствующие границы, суда должны находиться в их пределах;
  • во время наполнения и опорожнения камеры шлюза и до момента получения разрешения на выход суда должны быть ошвартованы так, чтобы они не ударялись об опорные стенки шлюзовой камеры, ворота и защитные устройства или другие суда;
  • с момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители.

Комментарий

В процессе шлюзования необходимо постоянно следить за положением швартовных тросов и плавучих рымов, на которых они закреплены. При наполнении или опорожнении камеры следует обеспечить беспрепятственное перемещение судна по вертикали у стенки шлюза, при этом можно использовать кранцы-приспособления для смягчения ударов и исключения трения судна о стенку шлюза. В течение всего периода шлюзования мотор судна должен быть готов к запуску.

200. Разрешается совместное шлюзование судов в следующем порядке:

  • танкеры и нефтеналивные составы с грузами (или их остатками) в любом сочетании;
  • сухогрузные суда и составы (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами), а также суда технического флота с танкерами, загруженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров 60 °С и выше;
  • пассажирские суда (в том числе скоростные) с сухогрузными судами (составами) (кроме судов с ядовитыми, взрывчатыми и другими огнеопасными грузами) и судами технического флота.

Комментарий

Варианты совместных шлюзований судов различных типов преследуют цель наиболее эффективного использования шлюзов, не подвергая излишней опасности совместно шлюзующиеся суда и экипажи судов. Особенно это относится к пассажирским судам.

Правилами пропуска судов и составов через шлюзы ВВП РФ (п. 16г) запрещается совместное шлюзование любых судов с судами, перевозящими отравляющие и взрывчатые грузы.

201. При совместном шлюзовании должны соблюдаться следующие правила:

  • танкеры заходят в шлюз и становятся первыми;
  • сухогрузные суда могут быть поставлены в камере шлюза на траверзе танкера при условии, что расстояние между бортами будет не менее 1 м;
  • судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов обязаны выполнять специальные мероприятия противопожарного режима, предусмотренные действующими правилами для такого случая.

Комментарий

Судоводители совместно шлюзуемых танкеров и других судов должны предупредить экипажи и строго контролировать запрет курения на открытых палубах и у открытых иллюминаторов, а также не допускать случайного выброса окурков или использование открытого огня на камбузах, использование зажигалок и т. п. Все виды работ на палубе, связанные с возможностью искрообразования, должны быть прекращены. Указанные требования относятся также к маломерным судам.

202. Распоряжения диспетчера (начальника вахты) шлюза, касающиеся расстановки судов у причальных стенок шлюзов, порядка судопропуска и расстановки в камере шлюза, обязательны для выполнения судоводителями всех судов, которые должны подтвердить получение распоряжений по радиотелефонной связи, а при ее неисправности — подачей звукового сигнала.

Если полученное распоряжение судоводитель считает невыполнимым, то он должен поставить об этом в известность диспетчера шлюза и не предпринимать никаких действий до принятия согласованного решения.

Комментарий

203. Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора.

Начало движения судов в шлюз при двухстороннем судопропуске разрешается также при зеленом сигнале промежуточного светофора.

204. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением, соответствующим красному цвету. В этом случае судно может продолжать движение только с разрешения диспетчера шлюза, оформленного записью в судовом журнале и в вахтенном журнале шлюза.