animateMainmenucolor

Главные размерения судна

Одно судно от другого отличается размерами. Размеры своего маломерного судна, или, как их называют, главные размерения, судоводитель должен знать.

Главными размерениями судна являются: длина, ширина, осадка и высота борта. Они бывают габаритными, наибольшими, расчетными и максимальными.

Габаритные размерения учитывают все выступающие части корпуса. Они используются при вычислении различных сборов и в других случаях, когда играют роль габариты судна.

Наибольшие размерения учитывают размеры корпуса судна по внутренней стороне обшивки в деревянном судостроении и по наружной стороне обшивки в металлическом.

Расчетные — используются в расчетах характеристик судна.

Максимальные — эти габаритные размерения относятся в основном к судам с выступающими частями, которые можно изменить, не нарушая целостности конструкции. Например, положить мачту.

В управлении любым судном важными являются его габаритные размерения (рис. 2.1.):

  • Длина — L;
  • Ширина — В;
  • Высота борта корпуса — Н;
  • Осадка расчетная — Трасч;
  • Осадка габаритная — Тгаб;
  • Высота надводного борта — (Ннаим — Трсч).

Рис. 2.1. Главные размерения судна

Длина габаритная (Lгаб) — расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними кромками выступающих частей носа и кормы судна. Используется для вычисления габаритов судна при постановке на стоянку и т. д.

Длина наибольшая (Lнаиб) — расстояние между носом и кормой судна по обшивке. Учитывается при вычислении объема корпуса.

Длина корпуса — расстояние между точками соприкосновения обшивки и палубы в носовой и кормовой частях корпуса судна. Используется в случае, если корпус имеет совместно с ним отформованные (приклепанные, приваренные) кринолин, бушпритную площадку или то и другое вместе. Эти детали не являются съемными и, в принципе, должны учитываться при измерении наибольшей длины. Однако это даст искаженную картину истинного объема корпуса судна, поэтому у такого судна должна указываться длина корпуса, а бушпритная площадка и несъемный кринолин должны входить в длину габаритную.

Длина по ватерлинии (Lквл) — расстояние между носовой и кормовой точек, образующих ватерлинию. Ватерлиния — линия пересечения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Учитывается при вычислении водоизмещения судна, может быть: порожнем, в грузу, в соленой воде, пресной и т. д.

Ватерлиния (далее - ВЛ) — результат сечения корпуса судна плоскостями, параллельными основной плоскости (ОП) на разных расстояниях от нее.

Конструктивная ватерлиния (далее - КВЛ) — одна из ватерлиний, по которой производится теоретический расчет судна.

Грузовая ватерлиния (Гр. ВЛ) — ватерлиния, по которой производится расчет полного водоизмещения судна.

Ширина габаритнаягаб) — расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между внешними кромками выступающих частей судна в плоскости мидельшпангоута с учетом привального бруса, обносов и др.

Ширина наибольшая наиб) — расстояние, измеренное по обшивке корпуса судна на мидельшпангоуте. Учитывается при вычислении объема плавучести судна.

Ширина по конструктивной ватерлинииквл) — ширина по действующей ВЛ, учитывается при вычислении водоизмещения судна.

Высота борта наиб) — расстояние по вертикали от килевой линии (без учета выступающих частей) до верхней кромки борта, измеряется в плоскости мидельшпангоута. Используется для вычисления объема плавучести.

Высота надводного борта наим) — расстояние по вертикали от действующей ватерлинии до ближайшего отверстия в корпусе, через которое вода может попасть внутрь судна. Если сумма площадей отверстий не превышает 20 см2, они, при определении высоты надводного борта не учитываются. В зависимости от высоты надводного борта определяются условия плавания: высота волны и удаленность от берега.

Высота габаритнаягаб) — расстояние от КВЛ до верхней части конструкции судна (ветровое стекло, рубка и т. п.).

Высота максимальная макс) — расстояние от КВЛ до самой верхней части судна (топ мачты или других конструкций).

Осадка габаритная или наибольшая габ) — вертикальное расстояние от действующей ВЛ до низшей точки наружной обшивки или киля, а также до низшей кромки гребного винта или других выступающих частей; измеряется на стоянке и обычно отличается от осадки на ходу. То же расстояние, измеренное при тех же условиях, но без груза и пассажиров, называется осадкой порожнем. На ходу водоизмещающего судна осадка может увеличиваться, а у глиссирующего — уменьшаться. При переходе из пресной воды в соленую (из реки в море) и наоборот осадка судна изменяется за счет разности плотностей соленой и пресной воды. В соленой воде судно имеет осадку меньше, чем в пресной. Плотность морской воды — 1,025 г/см3.

Осадкарасч) — расстояние по вертикали от уровня действующей ватерлинии до килевой линии. Осадка измеряется в носу и корме. Осадка может быть порожнем, в полном грузу, морской или пресной воде. Средняя осадка (носовая плюс кормовая, деленные пополам) используется при вычислении водоизмещения.

Таким образом, формула водоизмещения судна: W = δ × L × В × Т, где δ — коэффициент полноты водоизмещения корпуса. Показывает, насколько объем погруженной части судна меньше объема параллелепипеда таких же габаритов (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Определение коэффициентов полноты

Ориентировочно равняется:

  • Для круглоскулых судов — 0,4-0,7;
  • Для остроскулых судов — 0,35-0,45.

Посадка судна — положение судна относительно поверхности воды, которое определяется:

  • Креном — наклонением судна относительно его продольной оси к одному или другому борту;
  • Дифферентом — наклонением судна относительно его поперечной оси, т. е. на нос или на корму.

Если судно имеет одинаковую осадку носа и кормы, то говорят, что судно сидит на ровном киле.

Дифферент вычисляется как разность осадки носа и кормы. В зависимости от того, какая оконечность судна сидит глубже, говорят, что судно имеет дифферент на нос или на корму.

Суда обычно строятся из расчета плавания на ровном киле, но дифферент зависит от расположения груза, людей, скорости хода. Подчас дифферент создается искусственно для улучшения управляемости судна.