animateMainmenucolor

Рекомендации по оснащению судов радиооборудованием

Имеющийся в наличии большой выбор радиоаппаратуры различного назначения неизбежно ставит перед судостроителями и судовладельцами задачу выбора состава оборудования для строящегося или перестраиваемого судна. Если для больших судов такая проблема отсутствует — там все регламентировано требованиями Морского или Речного Регистров, то для малых судов, не попадающих под бдительное око упомянутых надзорных органов, такой жесткой регламентации нет. В этом случае определять состав оборудования приходится владельцу или заказчику в силу его разумения и содержимого его кошелька.

Для определения состава аппаратуры нужно найти какой-либо принцип, согласно которому судовладелец будет осуществлять оснащение своего судна радиоэлектронными приборами.

Существуют два крайних подхода — ничего не ставить (благо, что никто не заставляет!) и устанавливать все, что только можно, присущий некоторым владельцам VIP моторных яхт. Конечно, возможен и такой подход, но нам нужно найти принцип, с помощью которого можно будет подобрать оптимальный состав аппаратуры, решающий запланированный объем задач и доступный широкому кругу судовладельцев.

Главным критерием к подбору аппаратуры является тот вклад, который она вносит в обеспечение безопасности судна и экипажа, реализованный в требованиях Морского и Речного Регистров к составу радиоэлектронных средств морских и речных судов. Конечно, перенести весь этот объем оборудования на малое судно не только весьма сложно, но и не нужно — в данном случае выбор должен осуществляться в рамках данного критерия в соответствии с принципом «достаточного минимума».

Под «достаточным минимумом» будем понимать наименьшее количество средств навигации и средства связи, способных обеспечить необходимый уровень безопасности судна и экипажа для конкретного судна в условиях конкретного плавания. Например, если для судна,  используемого в светлое время на акваториях, где нет судоходства, для обеспечения безопасности достаточно только эхолота, то при плаваниях по судоходным путям необходима радиостанция, но прекрасно можно обойтись без эхолота (недаром в правилах Речного Регистра нет требования к наличию эхолотов на речных судах).

Для начала определим основные источники опасностей для малого судна, а отсюда — и радиоэлектронные средства, обеспечивающие его безопасность. При движении по фарватерам малое судно может столкнуться с другим при обгонах, расхождениях и маневрировании, при прохождении шлюзов. Для предотвращения аварийных ситуаций используются радиостанции, позволяющие предварительно согласовывать маневры в ходе движения, получать информацию о нахождении судов в узостях. Важное значение имеет радиостанция при прохождении шлюзов — непосредственное общение с диспетчером и с вахтенными находящихся в шлюзе судов обеспечит безопасное шлюзование.

Наличие радиостанции позволяет получать прогноз погоды, что позволяет заблаговременно планировать прохождение открытых участков с учетом возможных ухудшений погоды.

Для предотвращения столкновений с судами и надводными опасностями в условиях плохой видимости используются радиолокационные станции (радары). Они позволяют обнаруживать надводные предметы (суда, навигационные знаки, острова, надводные камни) и определять направление и расстояние до них. При наличии опции АРП радары могут распознавать подвижные цели, определять их скорость и направление движения и отображать на экране.

Для малых судов, маршруты которых в большинстве случаев проходят за пределами судового хода, наибольшей опасностью является посадка на мель. Для контроля глубин под судном и перед судном существуют различные эхолоты — навигационные, осуществляющие измерение глубин под килем, и сканирующие эхолоты переднего обзора, осуществляющие обзор подводного пространства перед судном. В последние годы для измерения глубины стали использовать рыбопоисковые эхолоты, дающие больший объем информации о том, что находится под судном.

Важное значение для обеспечения безопасности имеет знание своего места — для любого судна, для любой акватории. Совсем не обязательно широты и долготы — даже в самом простом, хорошо известном водоеме наш мозг автоматически фиксирует свои внутренние координаты по знакомым ориентирам и подает команду рукам. Знать свое место и направление движения нужно не только на море — все это нужно знать даже рядом со своим родным клубом. Известно, как все меняется ночью или в тумане — исчезают ориентиры, смазываются очертания берегов, изменяются видимые размеры и расстояния. Автор этих строк, выйдя на яхте в не слишком густом тумане на Клязьминское водохранилище из-под железнодорожного моста, через десять минут снова оказался около него, а могло быть и хуже — другие в такой же ситуации не вписывались в канал.

Для определения своего места в настоящее время используется приемоиндикатор спутниковой системы навигации, в обиходе называемый навигатором или приемником GPS (аббревиатура от названия Global Position System — система глобального позиционирования). Он имеет массу очень полезных функций — определение координат (что, собственно, в большинстве случаев для малого судна не нужно), скорость, пройденный путь. Но, главное, представляющее наибольший интерес для судоводителя, он может создавать путевые точки и маршруты, по которым с помощью различных графических изображений на экране рулевой может вести судно в пункт назначения.

На морских судах для подачи сигналов бедствия при аварии имеются аварийные радиобуи спутниковой системы спасания КОСПАС-САРСАТ, подающие сигналы, позволяющие определить координаты терпящего бедствие судна. Помимо этого, в состав средств спасения входит аварийный радиолокационный ответчик, улучшающий радиолокационную видимость спасательных плотов и шлюпок, а также носимая герметичная УКВ радиостанция с 16-м каналом.

Теперь рассмотрим, как с помощью «достаточного минимума» можно подойти к выбору состава аппаратуры для различных судов.

  1. Для судов, следующих только по фарватерам (а к ним относятся практически все речные суда классов «О», «Р», «Л» и суда класса «М» длиной менее 25 метров), навигационные приборы, в соответствии с правилами Российского Речного Регистра, не требуются (следует отметить, что при отсутствии видимости такие суда обычно становятся на якоря). Исключение составляют суда классов «О» и «М» длиной более 25 метров, на которые устанавливается радиолокатор. Для предотвращения столкновений при движении по судоходным путям и прохождении шлюзов на таких судах обязательно должны иметься судовые УКВ радиостанции (2 — для судов более 25 м, 1 — для судов менее 25 м), а для необходимости плавания независимо от погоды — радиолокатор.
  2. Судам, используемым только для плавания вне судоходных путей в светлое время суток, для безопасного плавания достаточно иметь только эхолот.
  3. При плавании вне судового хода на малых судах в условиях плохой видимости необходимо иметь радиолокатор, если, конечно, позволяют размеры судна и его источники электропитания. Известно, что на несудоходных водоемах ночью на пути судна всегда могут встретиться рыбаки на лодках без огней, катающиеся на моторках компании, островки и другие, представляющие опасность объекты. В совокупности с эхолотом радар обеспечит комфортное плавание ночью и в тумане.
  4. Суда, предназначенные для плавания в любых водоемах, должны иметь перечисленное в п. 3 оборудование плюс УКВ радиостанцию. При плавании в море на судах должны быть морская УКВ радиостанция для связи с судами и с пограничниками, аварийный радиобуй, радиолокационный ответчик, носимая УКВ радиостанция и приемник спутниковой навигации.
  5. На любых судах, независимо от их назначения, размеров и районов плавания, полезно иметь приемник спутниковой навигации — он найдет применение на любом водоеме.

«За бортом» данного перечня осталось много другой аппаратуры, не входящей в рамки «достаточного минимума» для рассмотренных судов — средства спутниковой связи, приемники службы НАВТЕКС и метеокарт, картплоттеры и многое другое. Безусловно, что для каких-то судов и они станут необходимостью, но это уже будут другие суда. На основании рассмотренного принципа можно предложить следующую методику для выбора комплекта аппаратуры для судна:

  1. Определение района плавания (река, озеро, море, по судоходным путям или вне);
  2. Определение режима плавания (днем, ночью, в любое время суток);
  3. Определение ограничения на плавание по погодным условиям (плавание при полной или ограниченной видимости).
  4. Выбор аппаратуры согласно алгоритму (см. рис. 8.64.).

Рис. 8.64. Алгоритм составления комплекта радиооборудования малого судна

Теперь, умудренные опытом, мы можем составить минимально-необходимый комплект оборудования для какого-либо судна, например, моторную яхту для длительных путешествий длиной 13-15 м класса «река — море». Чтобы не усложнять себе задачу, ограничим дальность плавания в море районом А1 ГМССБ, который включает в себя пространство в пределах досягаемости береговых УКВ радиостанций — 30-50 миль.

Первое, что должна иметь такая яхта — это радиостанции. Как видно из класса судна, его средства связи должны обеспечивать подачу и прием сигналов бедствия, и технический обмен с судами и береговыми объектами на море и на внутренних водных путях. Одной радиостанцией это выполнить невозможно, так как в России связь на море и на ВВП осуществляется в различных диапазонах частот. Кроме того, если речные радиостанции работают в телефонном режиме, то на море используется т. н. цифровой избирательный вызов (ЦИВ) — система автоматической подачи и приема сигналов вызова и бедствия. Поэтому на борту должны быть, как минимум, две радиостанции — речная и морская. Помимо этого, на случай аварий и других нештатных ситуаций должны быть еще и носимые радиостанции.

На случай аварии в море на борту судна должен быть аварийный радиобуй, позволяющий подавать сигналы бедствия и определять координаты потерпевших с помощью спутниковой системы спасания КОСПАС — САРСАТ в любой точке земного шара. Для улучшения радиолокационной видимости аварийно-спасательных средств или терпящего бедствия маломерного судна на его борту должен иметься радиолокационный ответчик.

Из навигационного комплекса обязательным элементом для судов водоизмещением менее 300 peг. т. является приемоиндикатор спутниковой системы навигации — приемник GPS.

Для «всепогодного» судна, совершающего плавания вне обставленных навигационной обстановкой судоходных путей в любых погодных условиях и при ограниченной видимости, необходим радиолокатор и эхолот. Полученный в результате проделанной работы состав аппаратуры для выбранной для примера моторной яхты приведен в таблице.
 

1

Речная УКВ радиостанция

2

Носимая речная УКВ радиостанция

3

Морская УКВ радиостанция с ЦИВ

4

Морская носимая водо-влагостойкая УКВ радиостанция

5

Аварийный радиобуй КОСПАС — САРСАТ

6

Радиолокационный ответчик

7

Приемоиндикатор спутниковой навигации

8

Радиолокатор

Если бы яхта предназначалась для использования в районе А2 или на больших водоемах, не полностью перекрытых зонами слышимости береговых УКВ радиостанций, то потребовалась бы установка на нее радиостанций промежуточных и коротких волн, либо аппаратуры спутниковой связи. Аналогичным образом можно составить минимально-необходимый комплект аппаратуры для любого варианта сочетаний судна и условий плавания.