Если вы любите дальние походы, то рано или поздно придется шлюзоваться (проходить через шлюз).
Шлюз — это сложное гидротехническое сооружение для перехода судов от одного уровня воды к другому из верхнего бьефа в нижний или наоборот. В зависимости от направления движения, вверх или вниз по течению, придется подниматься или опускаться. Но сначала устройство и принцип работы шлюза.
Шлюз — это бетонная камера объемов до 140-180 тысяч м3 и высотой подъема до 40 метров (рис. 4.19.).
Рис. 4.19. Сигнализации на шлюзе со стороны верхнего бьефа
Однако до сих пор еще работают деревянные шлюзы с высотой подъема в 1,5-2 м. У каждого шлюза есть верхняя и нижняя голова (глядя по течению), где располагаются ворота. Верхние ворота, как правило, сегментные или плоские, и они поднимаются и опускаются, опираясь на очень массивное бетонное основание, которое называется «королем». Глубина на «короле» лимитирует осадку проходящих судов и находится в пределах 3,65-5,5 м. Владельцам килевых яхт это надо бы запомнить.
В верхнем и нижнем бьефах (водоемах) шлюзам подходят подходные каналы, огороженные специальными причальными сооружениями, таким образом, даже очень большую пустую баржу при сильном боковом ветре можно легко завести в шлюз. Наполнение шлюза осуществляется из верхнего бьефа самотеком через водоводы, расположенные под воротами. Есть конструкции шлюзов, у которых водоводы расположены под дном шлюза с выходом по всей поверхности дна равномерно.
Перед шлюзованием полезно ознакомиться с системой наполнения шлюза и заранее определиться со швартовкой. На боковых стенках шлюза расположены причальные приспособления в виде рымов (крюков), прикрепленных к стенке вертикально через полтора метра или плавающего рыма, который поднимается или опускается вместе с уровнем воды. Причальные рымы находятся в нишах и наружу не выступают.
Если посмотреть вдоль стенки шлюза, она ровная, без выступающих частей. Для технических целей, так же в нишах, расположены лестницы-стремянки, но за них швартоваться нельзя. Шлюзование осуществляет диспетчер шлюза, который при помощи светофоров, рации или громкой радиосвязи руководит процессом шлюзования, входа и выхода судов из камеры шлюза.
Следует помнить, что в камере шлюза большие транспортные суда в силу ослабления швартовых могут перемещаться, и капитанам малых судов, особенно мотолодок, надо быть предельно осторожными. Кроме того, стенки шлюза стоят наклонно, и расстояние между стенок вверху ощутимо больше, чем внизу. При недостаточном расстоянии между судами возможно расклинивание.