animateMainmenucolor

Створные знаки

Створ осевой служит для обозначения оси судового хода. При этом имеется в виду, что ширина судового хода достаточная, а расстояние до створных знаков не велико. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет с черной створной полосой по середине щита, на светлом фоне — в красный цвет с черной или белой створной полосой посередине (черная полоса применяется только на больших знаках). Огни на правом берегу — красные, белые или желтые, на левом берегу — зеленые, белые или желтые, на передних знаках — постоянные, на задних — проблесковые.

При движении по осевой полосе оси симметрии (створные полосы) переднего и заднего знаков должны быть совмещены, а огни — находиться на одной вертикали. При уклонении в сторону от осевой полосы происходит видимое смещение знаков относительно друг друга или наклон условной линии, соединяющей огни. В этом случае необходимо вернуться на осевую полосу, добиваясь видимого совмещения знаков или вертикального расположения огней (рис. цв. 5.14.).

Рис. цв. 5.14.

Створ щелевой предназначен для обозначения оси судового хода. При этом учитывают значительное расстояние действия створов и ограниченную ширину судового хода. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет с черной створной полосой посередине щита, на светлом фоне — в красный или черный цвет с черной или белой створной полосой посередине. Огни на правом и левом берегу, на передних знаках — постоянные, на задних — проблесковые, аналогичные осевому створу.

При движении по судовому ходу (створной зоне) задний знак или огонь на нем должен находиться между передними знаками или огнями. Нельзя допускать выхода судна за пределы створной зоны, когда просвет между задним знаком и одним из передних исчезает, знаки накладываются друг на друга, а огни на этих знаках сольются или окажутся на одной вертикали (рис. цв. 5.15.).

Рис. цв. 5.15.

Кромочный створ предназначен для обозначения положения судового хода и его кромок. Знаки окрашиваются на темном фоне в белый цвет, на светлом фоне — в красный цвет. Огни постоянные или двухпроблесковые, на правой кромке — красные, на левой — зеленые.

При движении по судовому ходу (створной зоне) между вертикальными гранями щитов переднего и заднего знаков должен быть виден просвет, а условная линия, соединяющая oгни этих знаков, должна быть наклонена в сторону судового хода. Нельзя допускать выхода судна за пределы створной зоны, когда просвет между гранями щитов исчезает, а огни находятся на одной вертикали (рис. цв. 5.17.).

Рис. цв. 5.17.

Лазерный створ. Принцип действия лазерного створного маяка «Анемон», предложенный профессором В. Г. Савельевым и коллегами в 1981 году [АС 1564922 СССР] заключается в следующем: судоводитель решает принципиально новую зрительную задачу — наблюдение синхронных вспышек двух поперечно расположенных на берегу проблесковых лазерных огней.

Лазерные огни совершенно безопасны для глаз. При отклонении от курса синхронность нарушается и возникает эффект «бегущего огня», указывающего направление возврата на фарватер. А временной интервал между вспышками указывает на величину уклонения от осевой линии (рис. 5.16.).

Рис. 5.16. Принцип действия лазерного створного маяка «Анемон»

Проще говоря, при ориентировании по створу судоводитель наблюдает два красных проблесковых огня. При движении по oси створа два огня видны одновременно.

При отклонении от оси створа направление движения огней указывает необходимое изменение курса в сторону проблеска, появляющегося последним: если проблески наблюдаются как огонь, бегущий слева направо, то судно уклонилось влево, и чтобы вернуться на линию створа, необходимо взять «вправо», и, наоборот, если проблески наблюдаются как огонь, бегущий справа налево, то судно уклонилось вправо, и чтобы вернуться на линию створа, необходимо взять «влево».