animateMainmenucolor

Влияние ветра на судно

Влияние ветра на судно зависит от ряда причин: силы ветра и его направления относительно диаметральной плоскости, высоты надводного борта, величины площади надстроек и расположения их вдоль судна (центра парусности), осадки и дифферента.

Встречный ветер уменьшает скорость хода, а попутный — увеличивает. Встречный и попутный ветры, направленные к диаметральной плоскости под малым углом, практически не влияют на управление судном, т. е. уваливание его с курса.

Боковой ветер, оказывая давление на надводную часть судна, вызывает смещение судна с намеченного курса, т. е. дрейф. Борт, в который дует ветер, называется наветренным, а противоположный — подветренным.

Чем выше надводный борт и чем больше площадь надстроек, тем больше будет влияние ветра. В связи с этим порожнее судно будет больше дрейфовать или разворачивать, чем груженое. Боковая поверхность корпуса, надстроек, рубок, рангоута, такелажа, тентов, на которую оказывает давление боковой ветер, называется площадью парусности. Равнодействующая сил ветра прикладывается в центре парусности. Если центр парусности находится на середине судна, то такое судно дрейфует под ветер не уваливаясь.

Судно, у которого центр парусности находится впереди центра тяжести (надстройки более развиты в носу), будет уваливаться носом под ветер. В этом случае руль нужно перекладывать на ветер. Сказанное более актуально для водоизмещающих судов со скоростями до 18 км/час. На малые (до 10 метров) глиссирующие суда со скоростями более 35 км в час боковой ветер оказывает малоощутимое влияние, в отличие от более крупных.

Ветер при направлении вдоль долины реки будет менять направление относительно судна, следующего по изгибам русла. При движении судна мимо устьев рек, оврагов и балок, особенно мимо высоких берегов, может подуть сильный, меняющийся по направлению шквальный ветер. Ветер, отраженный от высоких причальных стенок, от высокого берега, иногда резко меняет свое направление, завихряется, изменяется по силе или совсем прекращается.

Ветер, дующий в сторону причала или берега, называется навальным, или прижимным, а ветер противоположного направления (от стенки причала) — отвальным. При швартовке к высокому берегу или причалу надо иметь в виду, что сильный отвальный ветер в силу завихрения может превратиться в сильный навальный со всеми вытекающими последствиями.

Боковой ветер сбивает судно с небольшими скоростями с заданного ему курса, т. е. создает дрейф. Дрейф уменьшается с увеличением скорости хода судна; он тем меньше, чем больше осадка судна. Глиссирующие суда при сильном боковом ветре сносит с заданного курса, как правило, лагом без уваливания. Наиболее подвержены действию ветра надувные суда и судна на воздушной подушке (далее - СВП). Надувные суда имеют относительно малую осадку, малый вес и достаточно большую высоту бортов (парусность). СВП при движении не имеют контакта с экраном и поэтому чутко реагируют на ветер.