animateMainmenucolor

Стационарные и подвесные лодочные моторы

Технический уровень современных стационарных и подвесных лодочных моторов (далее - ПЛМ) (да и не только лодочных) такой, что не специалист в их конструкции разобраться не сможет. Но, оказывается, мало быть широко образованным специалистом, надо иметь специальное руководство по ремонту и наладке мотора данной фирмы и имеющейся модели. Кроме того, нужно иметь специальный инструмент и два-три десятка приспособлений. Это уже не та техника, которую пара доморощенных умельцев может разобрать и собрать на берегу. В сервис-центрах знают не мало случаев, когда импортный мотор привозили в мешке в виде набора деталей.

Некоторые данные о современном спросе на моторы прогулочных судов (на примере рынка Германии за 2005 г.) приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1. Данные о продаже моторов

Стационарные моторы

Подвесные моторы

Мощность, кВт (л. с.)

Продано, единиц

%

Мощность, кВт (л. с.)

Продано, единиц

%

< 7,5 (10,2)

71

1,7

< 7,5 (10,2)

10089

64,5

7,5-50 (10,2-68)

3031

71,7

7,6-29,8 (10,2-40,5)

3329

21,3

50,1-100 (68-136)

353

8,4

29,9-74,6 (40,5-101,5)

1686

10,8

100,1-200 (136-272)

413

9,8

74,7-108,2 (101,5-47,2)

330

2,1

200,1-300 (272-408)

346

8,2

108,3-149,2 (147,2-203)

113

0,8

300,1-1000 (408-360)

10

0,24

> 149,2 (203)

86

0,5

Всего

4224

100

Всего

15633

100

От общего числа моторов (19957 единиц): стационарных — 21,2 %, подвесных — 78,8 %

Из таблицы видно, что среди подвесных моторов преобладают моторы мощностью до 40 кВт (55 л. с.) (86 % общего числа подвесных моторов), а среди стационарных моторов в составе комплексов двигатель-колонка или двигатель-водомет определяющей является доля моторов мощностью до 100 кВт (136 л. с.) (82 % от общего числа стационарных моторов).

Мотор — это силовая установка, состоящая из двигателя, редуктора и трансмиссии. Судовой мотор может быть подвесным (на транец или борт) и стационарным (внутри корпуса).

Двигатель — это механизм, превращающий любую энергию в механическую работу. Двигатели различают первичные и вторичные. К первичным относятся двигатели, которые непосредственно преобразуют природные энергетические ресурсы (топливо, водная энергия, энергия ветра и др.) в механическую энергию. Например: ДВС, паровые и газовые турбины и т. д. К вторичным относятся двигатели, преобразующие энергию, полученную за счет работы первичных двигателей, в механическую энергию, например, электрические двигатели. Таким образом, двигатель — это часть мотора.

Судовые силовые установки существуют стационарные и подвесные. На схеме показано расположение моторов в корпусе судна (рис. 3.2.).

Рис. 3.2. Существует пять схем установки мотора

Первая схема используется чаще на водоизмещающих судах (яхты, мореходные катера и т. д.). В этом случае двигатель располагается ближе к середине корпуса судна. Угол наклона гребного вала более 12 градусов является мало эффективным. На некоторых яхтах двигатель располагается прямо в каюте, при этом закрывается специальным кожухом.

Вторая схема позволяет более рационально расположить двигатель в корпусе судна, установив его в корме с угловым реверс-редуктором. Но в том и другом случае гребной винт, кронштейн гребного вала и руль поворота выступают за габариты корпуса судна, ограничивая маневрирование на мелководье повышая вероятность поломки при наезде на препятствие.

Третья схема позволяет двигатель разместить около самого транца, а двигатели небольшой мощности (до 100 л. с.) вообще навешиваются на транец. Передача на гребной винт осуществляется через поворотно-откидную колонку (далее - ПОК). Поворачиваясь вправо и влево ПОК является активным рулем, что значительно повышает маневренные качества судна. При прохождении мелких мест или подходе к пологому берегу ПОК можно приподнять с места водителя. При ударе о препятствие (камень, топляк и т. д.) ПОК откидывается, предотвращая поломку редуктора.

Четвертая схема — водометный движитель. Представляет собой гидравлический насос с многолопастным рабочим колесом, установленным в водоводе. У корпуса водометного судна нет частей, выступающих ниже габаритов корпуса, что позволяет эксплуатировать их на мелководье и водоемах, заросших высокой травой. Кстати, ПЛМ также бывают водометными.

Пятая схема — подвесной лодочный мотор. ПЛМ — это единый агрегат, который включает в себя двигатель, дейдвуд, реверс-редуктор и подвеску. ПЛМ обладает всеми достоинствами ПОК, плюс к тому легко монтируется и демонтируется на судне, что особенно важно при зимнем хранении.

На парусных яхтах в качестве вспомогательного устанавливается мотор мощностью от 7 до 30 л. с., а на моторных яхтах — от 200 л. с. до нескольких тысяч. На мотолодках используют подвесные лодочные моторы, которые выпускаются мощностью от 2,5 до 300 л. с.