animateMainmenucolor

Плавание на волнении

Волнение вызывает бортовую и килевую качку. Высокая волна периодически оголяет гребной винт, в результате изменяется нагрузка на двигатель, что отрицательно влияет на работу двигателя и редуктора (элементы волны см. в разделе «Волнение на море»). Это понижает упор винта, уменьшает скорость движения судна. В момент оголения носа судно сильно подвержено действию ветра, его сбивает с курса.

Сильные удары волн могут повредить корпус, смыть людей за борт и причинить другие неприятности. Удары волн мешают своевременно и быстро перекладывать руль и удерживать судно на курсе. При встречном волнении, если они не останавливают судно, управлять им несколько легче, чем при попутных и бортовых направлениях. При встречном волнении, если хватает мощности двигателя, судно лучше держится на курсе и этот курс наиболее безопасен.

Плавание на попутном волнении с длиной волн, мало превышающих длину судна, создает серьезную угрозу для управляемости маломерных судов (рис. 4.2.).

Рис. 4.2. Схема движения на попутном волнении

Скорость движения судна может сравняться со скоростью движения волн. Часто приходится идти под углом к фронту волны, и наиболее опасен курс менее 45 градусов. Может произойти брочинг. Судно развернет лагом к волне и возникнет реальная угроза опрокидывания. Явление брочинга особенно опасно для судов с глиссирующими обводами. Идти по волне можно в том случае, если судно способно двигаться со скоростью, превышающей скорость волны в два-три раза. Надо быть предельно внимательным и следовать либо в укрытие, либо к подветренному берегу, где волна меньше.

Следует помнить, что высота волны 0,5-0,75 метров на реке для судна длиной 5-6 метров — это то же самое, что шторм для среднего сейнера в открытом море.

На мелководье волнение становится круче, так как глубина оказывается меньше высоты волны. Крутая волна не только мешает управлять судном, но может вызвать повреждение днища корпуса или поломку руля и винта при ударе о дно.

Особенно осложняет плавание судов, тем более глиссирующих, волнение на акваториях портов и гаваней. Служебно-разъездные суда, портовые буксиры порожнем ходят разнообразными курсами, генерируя достаточно высокие волны. Эти волны, складываясь между собой и ветровыми волнами, образуют толчею, которая совершенно непредсказуема для судоводителя. Если, следуя по ветровой волне или против нее можно приноровиться к ритму ударов и их ожидать, то на акватории порта это невозможно. Могут быть два удара подряд, а потом впадина длиной 2-3 метра, которую судно пролетает, приводняясь с большой перегрузкой. Все это отрицательно влияет как на прочность судна и работу механизмов, так и на организм человека.

Кроме ветрового волнения судоводителю встречаются волны oт транспортных судов, которые могут быть достаточно высокие и крутые. С появлением определенного опыта судоводитель по типу судна может безошибочно определить размер и характер волн. Существует общая закономерность: чем дальше от судна, тем волны ниже и положе.

Следует иметь в виду, что скорость волн от судна равняется скорости судна. При встречном движении скорости складываются, и если у встречного судна скорость 30 км в час, а у вас 40 км, то при встрече с волной ваше судно при суммарной скорости 70 км в час может взлететь и непредсказуемо приводниться (рис. 4.3.).

Рис. 4.3. Движение при встречном волнении

Если оно приводнится на гребень волны, то будет сильный удар корпусом. Необходимо помнить, что сила удара корпуса о волну зависит от произведения массы судна на квадрат суммарной скорости судна и волны. Если приводнится на скат волны, то можно носом попасть под подошву следующей волны, и она прокатится по носовой палубе и через ветровое стекло попадет в кокпит. Воды может быть много (рис. 4.4.).

Рис. 4.4. Движение при попутном волнении

При встречном движении судовых волн необходимо заранее убавить скорость до минимально безопасной, на которой судно не теряет управляемости. Волну надо проходить под углом порядка 90 градусов в сторону судна. При встрече форштевня с волной руль надо немного повернуть в сторону волны, чтобы волна не развернула судно. В этом случае ваше судно мягко перевалится через встречные волны. При повороте от судна есть вероятность стать бортом к волне (рис. 4.5.).

Рис. 4.5. Схема прохождения судовых волн

При прохождении попутных волн надо учитывать то, что скорости вычитаются. При указанных скоростях скорость прохождения волны составит 10 км в час и во время вхождения на волну будет еще меньше. Если курс вашего судна составляет 90 градусов по отношению к фронту волны, то, скатываясь с волны, есть вероятность попасть под подошву следующей.

Проходить попутную волну надо так же под углом порядка 90 градусов, но уже в сторону от судна. В случае, если обгоняют ваше судно, прежде всего надо определить параметры волны. Если есть малейшее сомнение, волну лучше встретить встречным курсом, как уже сказано. Напоминаем, чем дальше от судна, тем волны ниже и положе.