animateMainmenucolor

Термины и определения Правил плавания маломерных судов

2. В целях понимания настоящих Правил применяются следующие термины и определения:

  • судносамоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река-море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ);
  • самоходное транспортное судно — самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов (ст. 3 КВВТ);
  • скоростное судно — судно на подводных крыльях или воздушной подушке, скорость движения которого составляет 30 км/ч и более;

Комментарий

К скоростным судам относятся суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, которые способны двигаться в режиме полного хода со скоростью относительно воды 30 км/час и более, кроме водоизмещающих и глиссирующих. При этом полный ход устанавливается при номинальной частоте вращения (оборотах) двигателей. Водоизмещающие суда и глиссирующие, идущие со скоростью 30 км/час и более, к скоростным судам не относятся.

Скоростное судно, идущее в водоизмещающем положении в темное время суток, рассматривается как нескоростное и обязано во время движения выполнять настоящие Правила как водоизмещающее судно.

На типы скоростных судов, подпадающих под определение «маломерные суда», распространяются требования настоящих Правил к маломерным судам. Требования к скоростным судам к ним не относятся.

Примечание. Глиссирующие суда, см. комментарий к п. 144.

  • маломерное судно — самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 кВт (75 л. с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов) (примечание ст. 11.7 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КОАП) (собрание законодательства Российской Федерации 2002 г., часть 1, № 1, ст. 1);

Комментарий

Регистровыми тоннами измеряется вместимость судна в метрах кубических. В валовую вместимость входят объемы всех трюмов, машинного отделения, кают, хозяйственно-бытовых помещений и т. д., кроме рулевой рубки, камбуза, туалетов и световых люков. Валовая вместимость устанавливается Российским Речным Регистром или Российским Морским регистром судоходства. Регистровая тонна составляет 2,83 м3.

Гребные лодки, байдарки и надувные суда меньше указанной в Правиле грузоподъемности без моторов не подлежат регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам.

  • любое судно, передвигающееся с помощью паруса (далее парусное судно); судно, передвигающееся с помощью паруса и одновременно использующее свою силовую установку (далее самоходное судно);

Комментарий

Парусное судно, идущее под парусом и одновременно использующее свою силовую установку, считается самоходным потому, что оно может маневрировать как самоходное судно. Это же судно, идущее только под парусом, будет считаться парусным. Остановка двигателя с целью получения преимуществ парусного судна перед другим судном в момент взаимного маневрирования может считаться нарушением пункта 16 Правил, если эта мера приведет к опасному снижению маневренности судна и возникновению аварийной ситуации.

  • судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами (далее паром);

Комментарий

Паром — судно или состав из толкача (буксировщика) с одной баржей-площадкой, осуществляющее регулярное движение на установленной линии и предназначенное для перевозки транспортных средств в рабочем состоянии, грузов и пассажиров. Паром должен быть оборудован средствами и устройствами для погрузки-выгрузки, размещения сухопутных транспортных средств, исключающими их самопроизвольное смещение в случае крена, дифферента, удара о причал и обеспечивающими безопасную перевозку грузов и пассажиров.

Паром канатной переправы передвигается по канату поперек реки, устанавливается на малых реках с небольшой шириной русла в местах с неинтенсивным судоходством.

  • любое сооружение и устройство, предназначенное для плавания и не являющееся судном (далее плот (соединение плавучего материала);

Комментарий

Плот — плавучее средство, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой и предназначенных для их транспортировки по воде.

  • судно, соединение судов, плотов, буксируемые на тросе самоходными судами (далее буксируемый состав);
  • жесткое соединение судов, приводимое в движение толкачом (самоходным судном) (далее толкаемый состав);

Комментарий к понятиям буксируемый и толкаемый составы

Буксируемые и толкаемые составы могут состоять из одного или нескольких несамоходных судов, включая толкач или буксировщик. На стоянке состав может стоять без толкача или буксировщика. Составы в зависимости от рода груза подразделяются на сухогрузные, нефтеналивные и плотовые, движение которых осуществляется судами, оборудованными устройствами для буксировки или толкания. Количество судов в составе и схема их учалки для конкретных условий плавания определяется сборником схем типовых составов для каждого бассейна.

  • судно, не стоящее на якоре, не ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению, другому стоящему судну и не стоящее на мели (далее судно на ходу);

Комментарий

Из сказанного в данном Правиле следует, что судно не должно иметь никакой связи, крепления и т. п. с причалом, берегом, дном водоема, другим стоящим судном или каким-либо предметом, при этом судно может не двигаться при отсутствии ветра и течения. Судно, дрейфующее под воздействием ветра или течения, будет также считаться на ходу.

  • судно, стоящее на якоре, ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению или другому стоящему судну (далее судно на стоянке);

Комментарий

Судно будет считаться также на стоянке, когда оно, навалившись носовой частью на берег, стоит неподвижно или фиксирует свое положение работой движителей с упором в сторону берега.

  • судно, ведущее рыбную ловлю с помощью сетей, тралов или других орудий лова, которые ограничивают его маневренность (далее судно, занятое ловом рыбы);
  • наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах (далее минимальная скорость);

Комментарий

Минимальная скорость определяет скорость движения судна при наименьшей частоте вращения движителей, при которых еще достаточно хорошо сохраняется управляемость с учетом воздействия ветра и течения, когда до минимума уменьшается гидродинамическое взаимодействие судов между собой через водную среду и обеспечиваются наиболее благоприятные условия остановки судна, т. е. уменьшается путь торможения и рыскливость.

При неблагоприятных условиях: сильный ветер при большой парусности, течение — наименьшая скорость, при которой судно или состав способны управляться, может равняться среднему или даже полному ходу. При этих условиях и обстоятельствах судно не обладает необходимой минимальной скоростью и поэтому оно должно остановиться или воспользоваться вспомогательным буксировщиком достаточной мощности для обеспечения безопасности движения и маневрирования.

  • выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами (далее безопасная скорость);

Комментарий

Каждое судно, в том числе и маломерное, должно всегда следовать с безопасной скоростью, чтобы оно могло своевременно предпринять надлежащие и эффективные действия для обеспечения безопасности плавания при существующих условиях и обстоятельствах. Слово «безопасная» в термине «безопасная скорость» следует понимать в относительном смысле. Это значит, что скорость, с которой следует судно, можно считать безопасной, если она выбрана судоводителем применительно к определенным, конкретным обстоятельствам и условиям плавания. При этом выбранная судоводителем скорость должна быть безопасной для своего судна и для других судов, в том числе и стоечных плавучих средств, а также для купающихся и находящихся на плавсредствах людей.

При выборе безопасной скорости среди других факторов судоводителям необходимо учитывать:

    • наличие и интенсивность движения судов в данном районе;
    • гидрометеорологические условия (ветер, течение, волнение);
    • состояние видимости и наличие фона освещения как от береговых, так и от собственных огней;
  • частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной (далее пропуск);
  • часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карте (далее судовой ход);
  • визуальная видимость менее 1,0 км (далее ограниченная видимость).