www.kateralodki.ru
 
 
 

Термины конструкции судов

Некоторые термины и определения, касающиеся прогулочных судов.

Судно — плавающее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки необходимого количества нагрузки. Состоит из корпуса и надстройки или рубки.

Корпус суднаконструкция, состоящая из каркаса в виде соединенных друг с другом балок различного назначения (набор корпуса) и водонепроницаемой оболочки (наружная обшивка днища, бортов и палубы). Носовая оконечность судна называется форштевнем, а кормовая — ахтерштевнем или транцем. Боковые стороны корпуса — правым и левым бортами, если смотреть с кормы. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой — надводной, нижнюю часть корпуса днищем, а верхнюю, горизонтальную — палубой. Палуба на малых судах, например на мотолодках, может отсутствовать.

Надстройка — закрытое сооружение на палубе, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстояние не более 4 % ширины судна.

Рубка — отдельная часть надстройки или конструкции на палубе, отстающая от бортов не менее чем на 4 % ширины корпуса судна (остаются проходы на палубе вдоль бортов). На малых судах рубкой часто называют помещение для управления судном и двигателем.

Полурубка — часть кокпита, закрытая развитым остеклением до места водителя в районе мидельшпангоута. Сверху закрывается жестким или мягким тентом.

Каюта — помещение для ночлега или укрытия от непогоды, в котором можно находиться только в лежачем положении.

Фальшборт — легкая конструкция — продолжение борта над палубой в носовой и кормовой частях судна.

Кокпит — углубление в палубе для размещения людей и багажа.

Моторная ниша — водонепроницаемая самоотливная конструкция у транца судна, образующая нишу. Предназначена для размещения подвесного мотора в момент откидывания и обеспечения требуемой высоты надводного борта.

Каркас (набор) корпуса судна — состоит из продольных и поперечных связей: киля, форштевня, ахтерштевня, стрингеров и шпангоутов.

Киль — основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде жесткой конструкции.

Стрингер — продольная непрерывная связь корпуса судна. Придает корпусу прочность и жесткость. Они делятся на бортовые, скуловые и днищевые.

Зиги — крутые выдавки на листе металла в виде полукруга или трапеции на бортах, или продольного редана на днище лодки. Являются продольными жесткостями, заменяя стрингеры.

Карлингсы — продольные подпалубные связи, поддерживающие бимсы.

Шпангоуты — поперечные связи корпуса, имеющие днищевые и бортовые ветви. В теоретическом чертеже шпангоутами называют обводы поперечного сечения судна. Конструктивные шпангоуты устанавливаются в корпусе судна.

Флор — в малом судостроении днищевая поперечная связь, не имеющая продолжения по бортам.

Шпация — расстояние между шпангоутами.

Привальный брус:

  • продольный брус с внутренней стороны борта деревянного судна, связывающий верхние концы шпангоутов одного борта;
  • деревянный или металлический брус, установленный снаружи борта для предохранения судна от повреждения во время ударов при швартовке.

Планширь — деревянный брус с закругленной поверхностью, или стальная полоса особой формы, уложенная поверх фальшборта.

Бимсы — поперечные подпалубные связи, являющиеся частью поперечного набора.

Буртик — продольная деревянная обносная рейка с наружной стороны бортов, которая выполняет роль наружного привального бруса, служащего для защиты бортов от повреждения.

Слань — щиты из досок или фанеры, которые укладываются на шпангоуты для предохранения их и обшивки, а также для выравнивания пола в трюме или кокпите.

Банка — поперечная доска, сиденье в лодке, связывает борта лодки, опираясь на продольные брусья — подлегарсы. Вместо подлегарсов могут быть зиги или выдавки в корпусе пластмассовых и металлических судов.

Битенг — на прогулочном судне прочно закрепленая вертикальная конструкция в виде трубы с поперечиной. Служит для крепления швартовов, буксирного или якорного канатов.

Бушпритная площадка — в носовой части судна продолжение палубы за пределы корпуса. Используется, в основном, для лова рыбы в море. Не редко ограждается релингом.

Дейдвуд — узкая кормовая часть судна, примыкающая к килю и ахтерштевню.

Дейдвудная труба — труба, через которую гребной вал выходит из корпуса.

Комингс — вертикальное водонепроницаемое ограждение люков и других вырезов в палубе судна.

Переборка — поперечная (или продольная) перегородка, выделяющая в корпусе отдельные помещения — отсеки. Бывают водонепроницаемые или открытые. Крайний передний отсек — форпик, кормовой — ахтерпик.

Пиллерс — вертикальная или наклонная стойка, поддерживающая бимс, банку и т. п.

Степс — гнездо для установки мачты.

Транец — плоская или слегка выпуклая кормовая часть корпуса.

Трап — всякая лестница на судне. Трапом также называется доска (или доски) с набитыми на нее брусками, служащая для посадки людей с берега или причала. Трапы с поручнями называются обычно сходнями.

Фальшкиль — доска или брус, закрепленные снаружи киля для защиты его от повреждения при посадке на мель, вытаскивани судна на берег и т. п.

Фундамент — конструкция для крепления к корпусу двигателя либо другого оборудования.

Полубимс — бимс в грузовых люках, шахтах люков, перерезанный этими вырезами.

Радарная арка — арочная конструкция выше палубы, надстройки или рубки для размещения радаров, световых приборов, водных лыж и т. д. Может иметь жесткое или мягкое покрытие.

Рулевая тумба — конструкция в виде тумбы в кокпите для крепления рулевого и дистанционного управления мотором. Может иметь полости для хранения мелких предметов и ветровое стекло.

Рулевое устройство — судовое устройство, служащее для изменения направления движения судна. Может быть пассивным, когда на перо руля действует поток воды при движении судна. Подвесные лодочные моторы, поворотно-откидные колонки и водометы являются активными рулями, поскольку при управлении судном изменяется угол направления тяги движителя.

Дистанционное управление — механизм, позволяющий управлять рулем, газом и реверсом судового мотора с места водителя.

Траверса — деталь, соединяющая два или более установленных подвесных моторов для их синхронного поворота при управлении.

Боуден — гибкая конструкция в виде кабеля с оболочкой и сердечником, позволяющая передавать поступательное усилие в обеих направлениях. Применяется в дистанционном управлении.

Потопчина — часть палубы между бортом и кокпитом или надстройкой.

Блок плавучести — конструктивный элемент внутри корпуса малого судна в виде сплошного или составного блока, имеющего плотность значительно меньше единицы. Предназначен для обеспечения непотопляемости.

Объем плавучести — герметичный объем внутри малого судна, предназначен для обеспечения непотопляемости.

Кринолин — конструкция в корме для защиты руля. На малых судах служит для размещения вспомогательной лодки, купания и т. д.

 
 
Copyright © 2008 ИП Гараев З.М.
Тел.: (8552) 77-36-15, 77-77-94
лодка казанка reklama


Cоздание сайтa Вебцентр CMS SiteEdit


 
   
   
  Rambler's Top100