animateMainmenucolor

Пусковой механизм подвесного лодочного мотора Ветерок

Устройство пускового механизма лодочного мотора Ветерок

Нижнее расположение ручки пускового механизма на подвесных лодочных моторах «Ветерок» имеет свои положительные и отрицательные стороны. К достоинствам можно отнести меньшую вероятность откидывания мотора при резких рывках пускового шнура в процессе запуска; уменьшение высоты и следовательно, массы мотора; простота конструкции; более легкий доступ к магнето при обслуживании системы зажигания, чем при традиционной конструкции ручного стартера, располагаемого над маховиком.

Недостатками такого типа механизма, который кроме «Ветерков» применялся также на моторах «Прибой» и «Привет-22», являются неудобство запуска при установке мотора в рецессе (подмоторной нише) или на кронштейне за высоким транцем и меньшее число оборотов, сообщаемое коленчатому валу при запуске, по сравнению с верхним пусковым механизмом. Хорошее знание устройства и работы пускового механизма «Ветерка», своевременное обслуживание и тщательный уход за ним обеспечивает его надежное функционирование в течение длительного срока эксплуатации мотора. Конструкция пускового механизма включает полый вал-шкив из алюминиевого сплава 1 (рис. 1), на шкив которого намотан плетеный капроновый шнур 12 диаметром 4 мм.

Рис. 1. Устройство пускового механизма:
1 — шкив; 2 — трубка; 3 — пружина тормозная; 4 — пружина; 5 — упор; 6 — шестерня; 7 — штифт; 8 — подшипник верхний; 9 — упор; 10 — штифт; 11 — подшипник нижний; 12 — шнур; 13 — ручка; 14 — шайба; 15 — вкладыш; а — кожух нижний.

Один конец шнура закреплен на шкиве, а другой в резиновой ручке 13. Шкив на двух капроновых подшипниках 8 и 11 крепится винтами М6×45 к приливам впускного патрубка.

При вытягивании шнура за ручку шкив начинает вращаться, шестерня 6 благодаря винтовым прорезям во втулке и усилию тормозной пружины 3 поднимается вверх и входит в зацепление с зубчатым венцом маховика. В результате коленчатый вал начинает проворачиваться и мотор запускается. При освобождении пускового шнура от натяжения шкив вращается в противоположную сторону под действием пружины 4, а шестерня расцепляется с венцом маховика. При этом пусковой шнур наматывается на шкив. Спиральная пружина находится внутри шкива между подвижным упором 5, связанным штифтом 7 с шестерней, и неподвижным 9, который удерживается от проворачивания штифтом 10. Оба упора центрируются между собой трубчатой осью 2. Большинство деталей пусковых механизмов моторов «Ветерок» мощностью 8 и 12 л. с. унифицированы между собой. Не являются взаимозаменяемыми только патрубок 1 (рис. 2), штифт 2, шкив 10 и труба 13.


Рис. 2. Детали пускового механизма:
1 — патрубок; 2 — штифт; 3 — прокладка; 4 — подшипник верхний; 5 — шайба; 6 — шайба пружинная; 7 — штифт; 8 — пружина тормозная; 9 — шестерня; 10 — шкив; 11 — винт; 12 — пружина; 13 — труба; 14 — упор; 15 — вкладыш; 16 — шайба; 17 — ручка; 18 — шнур; 19 — гайка; 20 — подшипник нижний; 21 — штифт; 22 — шпилька; 23 — винт.

Нередко из-за неисправности пускового механизма лодочный мотор эксплуатируется без верхнего кожуха, а пусковой шнур наматывается на маховик. Такая эксплуатация мотора небезопасна: в случае откидывания мотора при наезде на препятствие водитель, управляющий румпелем, может получить травму от вращающегося маховика. Работа мотора без верхнего кожуха не рекомендуется также из-за возможности попадания воды и грязи на детали двигателя и повышенного шума работы двигателя.

Если шестерня не входит в зацепление с маховиком, снимите и подогните внутрь тормозную пружину, чтобы она проворачивалась с некоторым трением. Если не втягивается шнур механизма, причина заключается в попадании грязи в подшипники пускового механизма. Прочистите их и смажьте. Смажьте также тормозную пружину. При перетирании и обрыве шнура необходимо выяснить причину повышенного износа. Осмотрите поверхность щечек шкива, надфилем и шкуркой удалите с них острые наплывы. Проверьте отверстие направляющей втулки.

При плохом запуске лодочного мотора неопытные водители делают пусковым шнуром несколько десятков рывков подряд. При этом направляющая втулка разогревается от трения, капроновый шнур теряет прочность от нагрева и может оборваться. При установке нового шнура концы его прядей необходимо оплавить пламенем спички и в горячем состоянии сжать, чтобы предотвратить распускание волокон, затем заделать шнур на шкиве (рис. 3).


Рис. 3. Заделка шнура в шкиве.

Если шнур привязывать к отверстию без петли, он обрывается в заделке через несколько десятков прокручиваний. Для пускового механизма используется капроновый шнур диаметром 4 мм и длиной 1700 мм.

Более серьезные дефекты пускового механизма: заедание шестерни на шкиве, заедание и обрыв пружины возврата шнура потребуют разборки механизма. Для этого, придерживая отверткой упор 5 (рис. 1) вытащите штифт 7, после чего плавно спустите пружину 4. Отвернув винты верхнего подшипника, снимите подшипник и шкив. Выньте пружину механизма с упорами.

Заедание шестерни на шкиве появляется обычно из-за очень сильных и резких рывков шнура.

При запуске необходимо сначала плавным движением ввести шестерню в зацепление с маховиком, и только затем резко вытянуть шнур. Не следует также вытягивать шнур до самого конца и бросать его после запуска. Причиной заедания шестерни является наклеп металла в месте соединения штифта со шкивом и в концах криволинейных пазов шестерни. Места наклепа следует аккуратно зачистить напильником.

Пружина пускового механизма деформируется от чрезмерной предварительной закрутки и при значительной остаточной деформации подлежит замене. Для этого нужно извлечь из старой пружины наконечники и стержень и через крайний виток вставить их в новую пружину. Затем крайний виток подгибают так, чтобы он вошел в паз наконечника.

При сборке пускового механизма нанесите на пружину тонкий слой консистентной смазки, установите пружину в шкив, наденьте на шкив верхний подшипник и шестерню. Перед затяжкой винтов крепления под подшипник установите необходимое количество фигурных регулировочных шайб. Не затягивайте винты с большим усилием, это приводит к деформации подшипника. Шкив в подшипниках, поверхности которых перед сборкой нужно смазать тонким слоем солидола или масла, должен вращаться свободно. Продев шнур через направляющую нижнего кожуха и ручку пускового механизма, наденьте на шнур фасонную шайбу 16 (рис. 2), конец шнура как можно короче завяжите узлом и затяните узел с шайбой в углубление ручки.

Вставьте в углубление пластмассовую крышку. Вращением шкива по часовой стрелке уложите аккуратно шнур в его катушку. Придерживая шкив рукой, закрутите возвратную пружину на 5-6 оборотов против часовой стрелки и установите на место штифт, соединяющий шестерню со шкивом и пружиной. Отверстия под штифт на шкиве выполнены на разной высоте: следует выбрать из них то, которое обеспечивает зазор между торцом зубчатого венца маховика и шестерней в пределах 3-7 мм при нижнем положении шестерни.

Боковой зазор между зубьями должен быть не более 0,4 мм (регулируется перемещением подшипников пускового механизма при помощи металлических прокладок 2 (рис. 4)). Канавку тормозной пружины на шестерне смажьте консистентной смазкой.


Рис. 4. Установка шестерни пускового механизма:
1 — штифт; 2 — прокладка.

Усовершенствование пускового механизма

Разработана усовершенствованная конструкция пускового механизма (авторское свидетельство 479879) обеспечивающая повышение надежности и долговечности его работы. Приводная шестерня выполнена с открытым винтовым пазом.