animateMainmenucolor

Гребной винт Ямаха

Если подходящего винта подобрать не удалось, то можно воспользоваться следующим методом: у винтов с одинаковой суммой диаметра и шага тяговые характеристики примерно одинаковые. Рассмотрим этот метод на примере гребных винтов моторов «Ямаха» мощностью 25-60 л. с. Следует заметить, что фирмы разбивают свои моторы по мощностным группам и внутри группы посадочные размеры гребного вала одинаковые. К указанной группе предлагаются следующие винты:

Таблица 3.14.

N л. с.

Ø × Н, дюймы

Ø × Н, мм

Сумма Ø + Н

№ пар

40

121/4 × 8

311 × 203

514


40

121/4 × 9

311 × 228

539

7

50

115/8 × 11

295 × 279

574

1

55

113/8 × 12

289 × 304

593

2

40

111/8 × 13

282 × 330

612

3

40

111/4 × 14

285 × 335

640

4

48

11 × 15

279 × 381

660

6

55

103/4 × 16

273 × 406

679


40

103/4 × 17

273 × 431

704


25

105/8 × 12

270 × 304

574

1

30

103/8 × 13

263 × 330

593

2

40

101/4 × 14

260 × 335

595

2

40

10 × 15

254 × 381

635

4

50

12 × 11

304 × 279

583


50

12 × 12

304 × 304

608

3

50

111/2 × 13

292 × 330

622


60

111/4 × 14

285 × 355

640

4

60

101/4 × 15

260 × 381

641

4


101/4 × 16

260 × 404

666

6


121/4 × 9

311 × 228

539

7

Из таблицы 3.14. видно, что в группе присутствуют 7 пар винтов, и в каждой паре диаметр и шаг не отличаются друг от друга более чем на 10 %. С большой долей достоверности можно утверждать, что эти винты взаимозаменяемы.

Владельцу мотора полезно определить, в какой группе находится его мотор, и составить для себя подобную таблицу. Не лишним будет поинтересоваться, не подойдут ли к вашему мотору по посадочным местам гребные винты других фирм, но здесь надо иметь ввиду, чтобы они не просто садились по посадочным местам, но и сидели плотно, без люфтов. В противном случае шлицы могут быть деформированы.

Гребные винты других фирм значительно расширят типоразмерную гамму и позволят подобрать наиболее оптимальный. Мы уже говорили, что от правильно подобранного гребного винта зависит не только скорость судна, но и экономика эксплуатации мотора. Для подбора винта можно также воспользоваться графиком 3.15.

Рис. 3.15. Данные для корректировки элементов гребного винта в зависимости от изменения частоты вращения

Разберем пример. Пусть на лодке установлен подвесной лодочный мотор с гребным винтом D - 250 мм, Н - 312 мм. Сумма D + H = 562 мм, а шаговое отношение H/D = 1,25. Во время эксплуатации тахометр показывает частоту вращения ниже номинальной (паспортной). В нашем случае номинальные 5400 об/мин, а тахометр показывает 5130 об/мин. Следовательно, винт гидродинамически тяжелый. Вычислим отношение оборотов 5130/5400 = 0,95 или 95 %.

Теперь обратимся к графику 3.15. Выберем кривую для H/D = 1,25 и точку на ней против значения на горизонтальной оси n/nо = 95 %. Далее проводим горизонталь к вертикальной оси и снимаем с нее значение (Н + D) / (Но + Do) = 94 %. Таким образом, мы определяем, что нам нужен винт, у которого сумма Н + D = 562 94/100 = 528 мм. В каталоге подбираем винт, у которого (H + D) ближе всего к 528 мм, но не превышает этой величины. После его установки можно рассчитывать, что мотор выдаст номинальную частоту вращения, двигатель не будет перегреваться, а лодка пойдет быстрее.

С увеличением мощности ассортимент гребных винтов для данной модели увеличивается. При этом расширяется диапазон не только по параметрам (шагу и диаметру), но и по материалу изготовления. Для моторов до 10 л. с. некоторые винты делают из специальной пластмассы — кевлара. Материал достаточно прочный и из него же делают сменные лопасти гребных винтов для моторных яхт. Кроме того, гребные винты изготавливают из алюминиевых сплавов, латуни, бронзы и нержавеющей стали. Из сказанного понятно, что подбор винта — операция не простая и достаточно тонкая.