animateMainmenucolor

Внутренние водные пути РФ

Семьдесят процентов поверхности земного шара покрыто водой. На территории нашей страны величина водного баланса за многолетний период наблюдений, полученный по среднему году, составляет: осадки — более 10000 км3, испарение — более 6000 км3, сток рек — более 4000 км3. Общее количество рек в России достигает более 2800000 наименований. Но на малые реки длиной менее 26 км приходится 98 % от общего их количества. По нашей территории протекают такие величайшие реки как Амур, Лена, Обь, Енисей, Волга и др. Протяженность рек на нашей территории более 450000 км (т. е. в 41 раз это расстояние больше, чем расстояние от Балтики до Дальнего Востока).

Для судоходства в настоящее время используется 115000 км. Это достаточно большая протяженность водных путей. Она значительно больше, чем в других странах мира. Из общей протяженности водных путей 16000 км приходится на искусственно созданные пути, на которых имеются 70 плотин, более 100 шлюзов и крупных насосных станций. В России насчитывается около 38000 озер, каждое из которых имеет площадь зеркала более 1 км2. Кроме того, существует еще примерно 2,7 млн. мелких естественных водоемов площадью менее 1 км2. Подсчитано, что во всех этих озерах содержится более 100000 км3 воды. Но около 90 % всей воды озер сосредоточено в 10 наиболее крупных озерах (Байкал, Ладожское, Онежское и т. д., кстати, и Каспийское).

В России водные богатства, являющиеся собственностью государства, используются комплексно, т. е. одновременно для удовлетворения потребностей энергетики, водоснабжения населения, орошения сельскохозяйственных угодий и в целях судоходства. Для решения таких задач еще в СССР были построены каналы и созданы водохранилища, площадь которых превышает 45000 км2. Для нужд промышленности, орошения и потребления населения ежегодно расходуется около 150 км3 воды.

Издавна серьезным препятствием для развития внутреннего водного транспорта являлось разобщенность речных бассейнов. Особенно эта разобщенность сказывалась на развитии экономики северо-западных территорий. Поэтому еще в XVIII в. предпринимались попытки объединить некоторые речные системы северо-западного края шлюзованными каналами. Такому решению благоприятствовало само географическое положение рек в европейской части РФ. Здесь верховья р. Волги и ее притоков (Тверцы, Шексны и др.) оказались приближенными к верховьям рек северо-западного региона — Волхова, Вытегры, Сухоны и др.

Наиболее успешно эта проблема была решена постройкой Мариинской шлюзованной системы. Трасса этого канала совпадает с современной трассой Волго-Балтийского водного пути. До сих пор сохранилось на 665 км нового канала ответвление в сторону Кубенского озера, речки Сухона, являющейся притоком Северной Двины и впадающей в нее в г. Котласе.

Это ответвление, построенное в 1828 г., называлось Северодвинская шлюзовая система. Теперь она носит название Топорнинский канал, представляющий собой обсаженную лиственными деревьями аллею, как дорожка в парке, только дорожка водная, ведущая через красивое Сиверское озеро с прозрачной водой, на берегу которого стоит город Кириллов с хорошо сохранившимся и поныне действующим монастырем. Волго-Балтийский водный путь позволяет преодолеть водораздел, отделяющий бассейн Балтийского моря от бассейна р. Волга. Белое озеро, входящее в систему Волго-Балтийского водного пути, возвышается над Балтийским морем на 110 метров.

Углубление рек и строительство судоходных каналов, соединяющих отдельные речные системы в единую глубоководную систему, сделало возможным внутренним водным транспортом перевозить в большом масштабе грузы со всех омывающих европейскую часть России морей в центральные ее регионы. XX век доказал, что крупные затраты на строительство объектов оправдываются, если при проектировании объектов решались комплексные задачи.

Глубоководная система связала в единый водо-транспортный комплекс реки Волгу, Каму, Свирь, Волхов, Неву, Северную Двину и др., соединила Белое море с Черным, Балтику с Каспием. Создание условий для транзитного судоходства в европейской России и связь речных бассейнов с морями потребовало внести коррективы в проекты новых судов для речного флота. Появилась экономическая целесообразность в судах смешанного «река-море» плавания, что само по себе существенно увеличило объем грузоперевозок, сократив то же время затрат на них.

Строительство Волховской ГЭС (1926 г.) дало возможность превратить реку Волхов в водный путь для эксплуатаци на ней среднетоннажных судов и в дальнейшем позволило соединить промышленно развитый город Новгород с С.-Петербургом, Белым, Черным и Каспийским морями через Беломоро-Балтийский канал (1933-1935 гг.) и Волго-Балтийский водный путь (1964 г). Строительство канала имени Москвы соединило реку Москву с бассейном Волги и Дона. Волго-Балтийский канал объединил все бассейны европейской части России в единую глубоководную систему с гарантийной глубиной 4 метра.