Учет дрейфа
На судно при плавании почти всегда воздействует ветер, вызывая снос в сторону от проложенного курса (дрейф). Вследствие дрейфа истинный путь судна не совпадает с истинным курсом, проложенным на карте (рис. 7.20.).
Рис. 7.20. Определение истинного курса и угла сноса судна
Величина дрейфа определяется углом дрейфа — углом между диаметральной плоскостью судна и реальным направлением движения. В зависимости от силы и направления ветра угол дрейфа может достигать достаточно больших величин, что чревато значительными отклонениями судна от проложенного курса со всеми вытекающими из этого последствиями.
Если, например, судно движется из пункта А в пункт В (см. рис. 7.21.), то вследствие дрейфа оно начнет смещаться под ветер параллельно самому себе, в результате чего придет в точку С. Для того, чтобы избежать этого, в расчеты компасного курса (далее - КК) для рулевого вносится поправка, учитывающая данный угол.
Рис. 7.21. Плавание с учетом дрейфа
Для внесения поправки необходимо знать угол дрейфа. На небольших судах, имеющих компас с пеленгатором, этот угол можно определить следующим образом. С кормы нужно вытравить в воду достаточно длинный плавучий трос и пеленгатором определить его направление. Разница между КК и полученным направлением будет истинным углом дрейфа.
Зная угол дрейфа, можно решить две задачи — определение истинного пути из истинного курса, т. е. реального направления движения судна, и обратную задачу — перевода истинного пути в истинный курс. В первом случае поправка откладывается по компасу под ветер, во втором — на ветер.