animateMainmenucolor
Главная / Моторная лодка (мотолодка) Казанка и ее модификации

Моторная лодка Казанка и ее модификации

Мотолодка Казанка

Плоскодонная дюралевая глиссирующая моторная лодка (мотолодка) «Казанка» (рис. 14) долгое время была единственной мотолодкой, выпускаемой массовой серией в торговую сеть. С 1955 по 1978 год, когда все модификации этой лодки (включая «Казанку-М» и «Южанку») были сняты с производства, было выпущено более 200 тыс. единиц.

Технические характеристики мотолодки Казанка

Основные данные  
Длина наибольшая, м      4,63
Ширина наибольшая, м 1,24 [1,60]
Высота борта на миделе, м      0,68
Угол килеватости днища у транца       4°
Масса лодки с оборудованием и снабжением 138 [145]
Грузоподъемность, кг     400
Пассажировместимость, чел.       4
Допустимая мощность ПМ, л. с. (кВт) 14 (10,3) [2518,4)]

Достоинства моторной лодки

К числу достоинств моторной лодки можно отнести простоту ее конструкции и оборудования, что обусловило сравнительно невысокую ее стоимость и неприхотливость в эксплуатации. В настоящее время можно считать возможным использование старой «Казанки» (без бортовых наделок) с мотором мощностью не более 12 л. с.
Усовершенствования, выполняемые владельцами мотолодки, в основном касались повышения ее мореходных качеств (установка булей или фальшборта в кормовой части) и комфортабельности (устройство полурубок, улучшение оборудования). Существует много конструкций «Казанок» с водометными стационарными установками, на подводных крыльях, амфибий.

Недостатки мотолодки

Существенными недостатками мотолодки «Казанки», послужившими причиной для ее снятия с производства, являются низкая остойчивость, неправильное распределение отсеков, обеспечивающих непотопляемость, отсутствие рецесса, сильные перегрузки, возникающие на плоском днище при использовании подвесных моторов мощностью до 25 л. с. (на «Южанке» и «Казанке-М»). Эти недостатки стали особенно ощутимыми при широком распространении «Вихрей» мощностью 20—25 л. с, под которыми лодки опрокидывались, корпуса их теряли герметичность. Кроме того, «Казанка» не имеет подмоторной ниши, вследствие чего нередки случаи заливания водой через корму.

Мотолодки Казанка-М и Южанка

Моторные лодки «Казанка-М» и «Южанка» отличаются от исходной модели — «Казанки» — бортовыми булями, приклепываемыми в кормовой части корпуса (рис. 15). Були, имеющие герметичную конструкцию и объем 52 л, увеличивают общую ширину лодки на 400 мм и служат дополнительными отсеками плавучести, обеспечивающими непотопляемость лодки. На многих лодках серии були заполнялись пенополистиролом.

Рис. 14. Теоретический корпус мотолодки «Казанка»


Рис. 15. Мотолодка «Южанка» (общее расположение)

Корпус

Корпуса мотолодок изготовлялись клепаной конструкции из дюралюминия, со смешанной системой набора, состоящего из продольных ребер жесткости, шпангоутов и двух переборок. Толщина обшивки днища 1,5—1,8 мм; бортов и палубы — 1 мм. Водонепроницаемая форпиковая переборка выделяет герметичный отсек непотопляемости; вторая переборка с запираемой дверцей — багажник для походного снаряжения.

Мотолодки оборудовались жесткими сиденьями со спинками, ветровым стеклом; снабжались распашными веслами с уключинами. Дополнительно отдельные серии лодок комплектовались дистанционным управлением мотором и тестовым устройством.

Эксплуатация

Эксплуатация мотолодок допускается при удалении от берега до 1 5 км и волнении не выше 2 баллов. Максимальная скорость лодки под мотором «Вихрь» составляет 37-40 км/ч; с полной нагрузкой - 30 км/ч. Под мотором «Москва» мощностью 10 л с. соответствующие скорости 25 и 12 км/ч.

Усовершенствование лодки Казанка

К настоящему времени накоплен довольно обширный материал и реализовано множество интересных идей по усовершенствованию мотолодки "Казанка".
Значительняа часть таких доработок направлена на улучшение скоростных и общих эксплуатационных характеристик. Кроме этого проделана большая работа по специальному переоборудованию серийных моделей для рыбной ловли, семейного туризма, дальних переходов. Подробнее...