Основные данные
Моторная лодка (мотолодка) «Казанка-5» выпускалась авиазаводом им. С. П. Горбунова в течение 6 лет, начиная с 1972 года. Судно проектировалось с расчетом на повышенную мореходность и комфортабельность при ограниченной мощности подвесных моторов, выпускаемых отечественной промышленностью. Для обеспечения возможности глиссирования с одним мотором мощностью 25—30 л. с. приняты обводы корпуса с относительно малой килеватостью днища у транца и с сильным заострением носовой оконечности (рис. 13).
Следствием этого являются хорошие ходовые качества и малый дифферент при
плавании с полной нагрузкой. При ходе на волнении, однако, лодка, врезаясь в
волну, поднимает много брызг, которые ветром забрасывает в кокпит. Малый ходовой
дифферент обуславливает увеличенную смоченную длину корпуса, поэтому
максимальная скорость «Казанки-5» оказывается несколько ниже, чем других лодок
аналогичных размерений.
Технические характеристики мотолодки Казанка 5М
Основные данные | |
Длина наибольшая, м | 4,5 |
Длина габаритная с подмоторным кронштейном, м | 4,9 |
Ширина наибольшая, м | 1,6 |
Высота борта на миделе, м | 0,72 |
Угол внешней килеватости днища на транце | 5° |
Масса с оборудованием, кг | 190 |
Полезная грузоподъемность, кг | 400 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Допустимая мощность подвесных моторов, л. с. (кВт) |
55(40,4) |
Скорость хода при полной |
34 |
Корпус моторной лодки
Рис. 13. Теоретический корпус мотолодки
«Казанка-5М»
Корпус мотолодки клепаной конструкции из дюралюминиевого
сплава; помимо набора, жесткость днища и бортов обеспечивается благодаря
штампованным рифтам и высадкам. Соединения листов обшивки по килю и на бортах
усилены прессованными профилями. Масса корпуса — 145 кг. Непотопляемость
обеспечена блоками пенопласта, которые закреплены в носу и корме под палубой. В
случае заливания волной лодка остается на плаву со всеми сидящими в ней
пассажирами.
В модели «Казанка-5» мотор навешивается на выносном
кронштейне. Такой вариант установки мотора имеет как преимущества, так и
недостатки. Прежде всего — экономится место в кокпите. Благодаря кронштейну, на
корме «Казанки-5» удалось оборудовать запирающийся багажник, в котором на
стоянке можно хранить подвесной мотор. Проще стала конструкция кормовой части
корпуса, так как отпала необходимость в самоотливной нише — надводный борт на
транце имеет достаточную высоту, чтобы исключить заливание водой. Несколько
улучшилась центровка лодки благодаря выносу мотора (или даже двух) за
транец.
Эксплуатация мотолодки
Скорость мотолодки
Недостатки
В форпике оборудован носовой багажник, отделенный от кокпита наклонной глухой переборкой. Для укладки вещей в него на палубе оборудован люк с крышкой, которая может быть заперта на замок. В кокпите устанавливаются 4 складывающихся мягких кресла; по бортам оборудованы полочки и шкафчики для мелких предметов. Кокпит закрывается тентом с отстегивающимися боковинами.