Ходовые качества судна характеризуют его мореходные и эксплуатационные возможности. Они зависят от соотношения главных размерений судна, качества поверхности корпуса и его обводов.
Отношение длины судна к его ширине колеблется в широких пределах и характеризует остойчивость и ходкость судна. Оно находится в пределах: для моторных лодок 2,3-3,7, для современных быстроходных глиссирующих 2,3-2,7, для тихоходных катеров повышенной мореходности 3,2-4,5, для моторно-парусных судов 2,5-3,3, для парусных яхт до 5,0, для байдарок до 6,5. Увеличение этого соотношения понижает остойчивость судна.
От отношения L/B зависит также управляемость судном. Увеличение этого отношения улучшает устойчивость на курсе, но несколько снижает поворотливость, ввиду чего требуется большая площадь руля, и наоборот.
Отношение высоты борта к осадке влияет на остойчивость. С ростом отношения увеличивается парусность судна. Величина для катеров и моторных лодок в зависимости от высоты надводного борта колеблется от 2,0 до 3,0. Наибольшее Н/Т имеют мореходные моторные суда. Для парусных килевых яхт Н/Т уменьшается до 1,5.
С увеличением отношения ширины к осадке остойчивость судна увеличивается, способность судна сохранять скорость на волнении оказывается ниже, чем у глубоко сидящего судна. Это отношение составляет для легких мелкосидящих лодок и швертботов 10-12, для большинства катеров 5-6, для мореходных рыболовных судов 2,5-4, для корпусов парусных катамаранов 1-2. Чем меньше отношение длины к осадке L/T, тем маневреннее судно.