Технический уровень современных стационарных и подвесных лодочных моторов (далее - ПЛМ) (да и не только лодочных) такой, что не специалист в их конструкции разобраться не сможет. Но, оказывается, мало быть широко образованным специалистом, надо иметь специальное руководство по ремонту и наладке мотора данной фирмы и имеющейся модели. Кроме того, нужно иметь специальный инструмент и два-три десятка приспособлений. Это уже не та техника, которую пара доморощенных умельцев может разобрать и собрать на берегу. В сервис-центрах знают не мало случаев, когда импортный мотор привозили в мешке в виде набора деталей.
Некоторые данные о современном спросе на моторы прогулочных судов (на примере рынка Германии за 2005 г.) приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Данные о продаже моторов
Стационарные моторы |
Подвесные моторы | ||||
Мощность, кВт (л. с.) |
Продано, единиц |
% |
Мощность, кВт (л. с.) |
Продано, единиц |
% |
< 7,5 (10,2) |
71 |
1,7 |
< 7,5 (10,2) |
10089 |
64,5 |
7,5-50 (10,2-68) |
3031 |
71,7 |
7,6-29,8 (10,2-40,5) |
3329 |
21,3 |
50,1-100 (68-136) |
353 |
8,4 |
29,9-74,6 (40,5-101,5) |
1686 |
10,8 |
100,1-200 (136-272) |
413 |
9,8 |
74,7-108,2 (101,5-47,2) |
330 |
2,1 |
200,1-300 (272-408) |
346 |
8,2 |
108,3-149,2 (147,2-203) |
113 |
0,8 |
300,1-1000 (408-360) |
10 |
0,24 |
> 149,2 (203) |
86 |
0,5 |
Всего |
4224 |
100 |
Всего |
15633 |
100 |
От общего числа моторов (19957 единиц): стационарных — 21,2 %, подвесных — 78,8 % |
Из таблицы видно, что среди подвесных моторов преобладают моторы мощностью до 40 кВт (55 л. с.) (86 % общего числа подвесных моторов), а среди стационарных моторов в составе комплексов двигатель-колонка или двигатель-водомет определяющей является доля моторов мощностью до 100 кВт (136 л. с.) (82 % от общего числа стационарных моторов).
Мотор — это силовая установка, состоящая из двигателя, редуктора и трансмиссии. Судовой мотор может быть подвесным (на транец или борт) и стационарным (внутри корпуса).
Двигатель — это механизм, превращающий любую энергию в механическую работу. Двигатели различают первичные и вторичные. К первичным относятся двигатели, которые непосредственно преобразуют природные энергетические ресурсы (топливо, водная энергия, энергия ветра и др.) в механическую энергию. Например: ДВС, паровые и газовые турбины и т. д. К вторичным относятся двигатели, преобразующие энергию, полученную за счет работы первичных двигателей, в механическую энергию, например, электрические двигатели. Таким образом, двигатель — это часть мотора.
Судовые силовые установки существуют стационарные и подвесные. На схеме показано расположение моторов в корпусе судна (рис. 3.2.).
Рис. 3.2. Существует пять схем установки мотора
Первая схема используется чаще на водоизмещающих судах (яхты, мореходные катера и т. д.). В этом случае двигатель располагается ближе к середине корпуса судна. Угол наклона гребного вала более 12 градусов является мало эффективным. На некоторых яхтах двигатель располагается прямо в каюте, при этом закрывается специальным кожухом.
Вторая схема позволяет более рационально расположить двигатель в корпусе судна, установив его в корме с угловым реверс-редуктором. Но в том и другом случае гребной винт, кронштейн гребного вала и руль поворота выступают за габариты корпуса судна, ограничивая маневрирование на мелководье повышая вероятность поломки при наезде на препятствие.
Третья схема позволяет двигатель разместить около самого транца, а двигатели небольшой мощности (до 100 л. с.) вообще навешиваются на транец. Передача на гребной винт осуществляется через поворотно-откидную колонку (далее - ПОК). Поворачиваясь вправо и влево ПОК является активным рулем, что значительно повышает маневренные качества судна. При прохождении мелких мест или подходе к пологому берегу ПОК можно приподнять с места водителя. При ударе о препятствие (камень, топляк и т. д.) ПОК откидывается, предотвращая поломку редуктора.
Четвертая схема — водометный движитель. Представляет собой гидравлический насос с многолопастным рабочим колесом, установленным в водоводе. У корпуса водометного судна нет частей, выступающих ниже габаритов корпуса, что позволяет эксплуатировать их на мелководье и водоемах, заросших высокой травой. Кстати, ПЛМ также бывают водометными.
Пятая схема — подвесной лодочный мотор. ПЛМ — это единый агрегат, который включает в себя двигатель, дейдвуд, реверс-редуктор и подвеску. ПЛМ обладает всеми достоинствами ПОК, плюс к тому легко монтируется и демонтируется на судне, что особенно важно при зимнем хранении.
На парусных яхтах в качестве вспомогательного устанавливается мотор мощностью от 7 до 30 л. с., а на моторных яхтах — от 200 л. с. до нескольких тысяч. На мотолодках используют подвесные лодочные моторы, которые выпускаются мощностью от 2,5 до 300 л. с.