На управление прогулочным судном влияют следующие факторы: двигатель судна, направление и сила ветра, волнение и течение, крен и дифферент судна, другие суда и волны, ими образуемые, место плавания или стоянки.
На управление прогулочным судном влияют следующие факторы: двигатель судна, направление и сила ветра, волнение и течение, крен и дифферент судна, другие суда и волны, ими образуемые, место плавания или стоянки.
У судна со стационарным двигателем управление лодочным мотором различно в начальный момент и при установившемся режиме движения. Если винт вращается на переднем ходу по часовой стрелке, глядя со стороны кормы, это винт правого вращения.
Влияние ветра на судно зависит от ряда причин: силы ветра и его направления относительно диаметральной плоскости, высоты надводного борта, величины площади надстроек и расположения их вдоль судна (центра парусности), осадки и дифферента.
Крен и дифферент могут образовываться в результате перемещения людей, грузов, при качке, поворотах. Возникновение ходового дифферента у малых судов на нос или корму возникает в результате неправильного положения (угла наклона) подвесного мотора на транце судна.
Волнение вызывает бортовую и килевую качку. Высокая волна периодически оголяет гребной винт, в результате изменяется нагрузка на двигатель, что отрицательно влияет на работу двигателя и редуктора (элементы волны см. в разделе «Волнение на море»).
Течение оказывает заметное влияние на управляемость водоизмещающих судов при их скорости менее 18 км/час. При движении против течения сумма скоростей судна и течения улучшает управляемость судна и его легче остановить.
В узкостях наиболее ярко выражается действие прибойной волны. Волна от проходящего судна не успевает потерять свою высоту и крутизну из-за малого разбега. В узкостях, где берега крутые, а глубина у берега больше высоты волны, она не столько гасится, сколько отражается обратно, создавая интерференцию волн и как следствие, толчею.
При переходе судна из глубоководного фарватера на мелководье возрастает волнообразование, увеличивается сопротивление и уменьшается скорость хода. На мелководье при достаточно большой скорости хода водоизмещающее судно получит дифферент на корму, а около середины судна заметно понизится уровень воды — образуется большая впадина.
В результате повышения давления и уровня воды у носа и кормы, особенно значительные у крупных транспортных судов, возникают носовые и кормовые расходящиеся волны, а между ними образуются поперечные волны. По мере удаления от корпуса они затухают.