От надежности и исправности якорного устройства в аварийной ситуации зависит жизнь судна и его экипажа. Если отказал двигатель и судно ветром несет на скалы, спасти может только якорь. Моряки говорят: «Якорь — это последняя надежда».
От надежности и исправности якорного устройства в аварийной ситуации зависит жизнь судна и его экипажа. Если отказал двигатель и судно ветром несет на скалы, спасти может только якорь. Моряки говорят: «Якорь — это последняя надежда».
Якорного устройства, в классическом понимании, на судах длиной до 10 метров, как правило, не бывает. На прогулочных судах устанавливается носовой клюз для расположения якоря и электрическая лебедка, управляемая с места водителя (рис. 2.23.).
Рис. 2.23. Носовой клюз
На судах меньших размеров клюза и лебедки нет. Якорь весом 5-7 кг поднимается без особых усилий. Хранится он внутри судна в багажнике или под сиденьем. Из каких деталей состоит якорь — см. рис. 2.24.
Рис. 2.24. Якоря:
а — адмиралтейский; б — якорь
Холла; в — якорь системы Матросова;
1 —
скоба; 2 — шток; 3 — веретено; 4 — лапа; 5 — тренд; 6 — рог; 7 — коробка
К веретену в нижней части, которая называется тренд, приварены рога, которые оканчиваются плоским уширением — лапой. В верхней части веретена имеется отверстие, в которое перпендикулярно лапам вставляется шток. Упав на дно, якорь обыкновенно ложится на грунт, причем веретено его, поддерживаемое штоком, становится наклонно к грунту. При натяжении якорного каната, прикрепленного такелажной скобой к веретену, одна из лап начинает зарываться в грунт до самого веретена. Однако якоря этого типа не очень удобны. Хранить их надо на палубе, где они занимают много места.
Характеризуются и сравниваются между собой якоря различных конструкций следующим образом: за единицу сравнения взят вес самого якоря, а держащая сила выражается в количестве собственных его весов. В зависимости от плотности грунта на дне меняется держащая сила одного и того же якоря, поэтому сравнительные испытания по определению держащей силы проводится на плотном песке в одних и тех же условиях. Держащая сила адмиралтейского якоря 8-10 его весов.
На транспортном флоте широкое распространение получили литые бесштоковые якоря с поворотными лапами. Они втягиваются в клюз, где и располагаются в походном положении. Наибольшее распространение получили якоря системы Холла и Матросова. Они начинают эффективно работать, имея собственную относительно большую (более 20 кг) массу. Кроме того, в продаже есть однолапые якоря типа: 1 Тейлора (20-25 весов), 2 «плуг» Брюса (до 30 весов), а также двухлапый якорь 3 Данфорта (40-50 весов) (рис. 2.25.).
Рис. 2.25. Современные якоря:
1 — Тейлора; 2 - Якорь-плуг Брюса;
3 — Данфорта
Из-за большого веса якорная цепь на малом, до 8-10 метров, прогулочном судне не применяется. Не годится и стальной трос, его трудно компактно свернуть и убрать, чтобы не запутался. А поскольку он тонкий — работать неудобно, при выборке режет руки. Наиболее приемлемым может быть капроновый канат.
Теперь как определить вес якоря. Многовековой опыт мореплавания позволил выработать целый ряд правил и специальных формул, по которым можно было достаточно точно определить вес якоря. В наши дни для этой цели пользуются специальными таблицами классификационных обществ (Российские Регистры, Ллойд, Бюро Веритас и пр.). Помимо таблиц, существуют эмпирическая формула. Для примера возьмем мотолодку «Прогресс» как наиболее известную.
в квадрате, где Р — вес якоря; Д — водоизмещение судна в тоннах. Водоизмещение — 0,72 т, в квадрате — 0,51 т. Корень кубический из 0,51 — 0,8 × 10 = 8 кг.
Кроме того, вес станового и второго якоря можно определить по графику (рис. 2.26.).
Рис. 2.26. График определения веса якоря
Теперь какого диаметра выбрать якорный канат. Возьмите держащую силу якоря и умножаете на два. По результату подберите разрывное усилие каната. Если по разрывному усилию канат получился тонким (диаметром 8-10 мм) увеличьте его до 12-15 мм, чтобы было удобно держать в руках и поднимать достаточно увесистый якорь. Следует заметить, что вес якоря для данного судна указывается в судовом билете на это судно.
3-хпрядные нейлоновые тросы мягкие и гибкие. Очень прочные, хорошо демпфируют нагрузку, их легко сплесневать (сращивать). Используются в качестве якорных канатов и швартовых.
8-мипрядный нейлон, благодаря высокой прочности и хорошему демпфированию нагрузки в сочетании с отличной гибкостью и малым скручиванием, является лучшим материалом для якорных канатов.
3-хпрядный стандартный полиэстер — прочные и долговечные тросы, хорошо демпфируют нагрузку.
Капроновые тросы хорошо демпфируют, по прочности не уступают перечисленным, но более жесткие. При сплесневании необходимо применять свайку. Длина якорного каната выбирается в зависимости от глубины возможной якорной стоянки, но не менее длины троса, указанного в судовом билете.
Технические характеристики синтетических канатов
Диаметр, мм |
Разрывное усилие, КГС |
Допускаемая нагрузка, КГС |
Капрон | ||
12,7 |
2640 |
417 |
15,9 |
5170 |
818 |
19,1 |
6400 |
1012 |
3-хпрядный нейлон | ||
12 |
3100 |
489 |
14 |
4900 |
774 |
16 |
6100 |
963 |
18 |
7300 |
1153 |
8-мипрядный нейлон черный | ||
12 |
3000 |
473 |
14 |
3800 |
600 |
16 |
5300 |
837 |
18 |
7400 |
1169 |
8-мипрядный нейлон с полиэстером | ||
12 |
2300 |
363 |
14 |
3000 |
473 |
16 |
4100 |
647 |
3-хпрядный стандартный полиэстер | ||
12 |
3310 |
522 |
14 |
4180 |
660 |
16 |
5635 |
890 |
18 |
6950 |
1090 |